Зачем держать женщину за нос щипцами, или удивительные легенды из жизни святых
Тремазанская Золушка
История этой святой считается одной из тех, что повлияли на появление сказки о Золушке. В шестом веке в Тремазане (территория нынешней французской Бретани) жил властитель тех земель Голон. Его первая жена умерла, оставив ему сына Гургия и дочь Од. Голон женился снова, и его вторая супруга оказалась очень жестокой мачехой.
От дурного обращения Гургий сбежал из дома. Од оставалась, кротко перенося все оскорбления и унижения, в числе которых была работа, достойная только рук служанки. Днями напролёт Од мыла и скребла, убирала и наводила порядок, а когда выдавалась свободная минутка, молилась в часовенке. Когда она вошла в возраст, к ней, как к знатной девушке, конечно же, стали свататься – но мачеха отваживала всех женихов. В конце концов ей так надоело это внимание к Од, что девушку отослали на дальнюю ферму, фактически в изгнание.
На ферме Од тоже должна была работать. Быть может, крестьяне её берегли, а может, и нет. В любом случае, Од продолжала много молиться. Скорее всего, вдали от мачехи и её оскорблений она была даже счастлива.
Од было уже за двадцать, когда она пошла в лес за хворостом или по другой хозяйственной надобности. В лесу она встретила разбойника, молодого мужчину чуть старше себя. Тот попытался угрозами и посулами склонить её к интимной близости, но Од твёрдо отказала ему. Тогда разозлённый разбойник одним ударом меча снёс ей голову. Од голову подняла и отправилась без хвороста назад на ферму.
От этого зрелища разбойник стал святым. Ну, конечно, не сразу. Сначала он очень сильно раскаялся и уверовал и ушёл в монастырь замаливать свои грехи. Тем временем Од с головой в руках попросила (при помощи головы, конечно) дать ей последнее причастие, чтобы отойти на тот свет с лёгкой душой. Кроме того, она сообщила, что убил её собственный брат, и попросила молиться за его душу.
Современный человек при виде ходячего трупа с головой в руках решил бы, что попал в кошмар и где-то рядом бродит некромант, но фермеры поняли, что видят чудо Господне. После причастия Од обрела покой, а Гургия разыскали и сообщили о том, что девушка, которую он убил – его собственная сестра. Кстати, после пострига тот принял имя Танги и именно под ним значится как святой. А святая Од, сказать по правде, лишь одна из множества святых, ходивших в те времена со своей головой в руках. Особенной её делает именно связь со сказкой о Золушке.
Чернокожее воплощение Германии
Маврикий жил в третьем веке и был командиром Фивейского легиона, одного из множества легионов, служивших в Древнем Риме. Легион состоял из более, чем шести тысяч солдат, многие из которых, если не все, были христианами. Император Диоклетиан отдал этому легиону приказ подавить восстание, поднятое христианским населением Галлии против его власти. Однако солдаты отказались поднимать оружие против единоверцев. Тогда каждого десятого из них казнили, и каждого десятого из оставшихся тоже – то есть, были убиты сотни солдат. Одним из казнённых был Маврикий.
В его житии как таковом нет ничего странного и удивляющего. Восточноевропейцев больше изумляет, что Маврикия традиционно изображают чернокожим – и при этом считают символом и покровителем своей страны немцы. Когда в клипе Rammstein о Германии Германия предстала в виде облачённой в золото чернокожей женщины, многие россияне были уверены, что этот образ – лишь дань политкорректности. Известие о том, что в образе этой героини слиты Германия и её святой покровитель, многих нешуточно поразило. Кстати, ещё по легенде Маврикий хранил копьё, которым был убит Христос.
Святой для кофеманов-трудоголиков
Жизнь Дрого была печальна с самого рождения. Он появился на свет в двенадцатом веке путём кесарева сечения. Как нетрудно догадаться, при тогдашнем развитии медицины это означало, что мать его в ходе операции умерла. Впрочем, альтернатив было немного – к сечению обычно прибегали тогда, когда иначе погибли бы и женщина, и ребёнок.
Впоследствии он пас овец, а также много путешествовал. В бесконечных странствиях он нажил себе болезни – грыжу, которая причиняла ему страшные мучения, и что-то, изуродовавшее его лицо. Чтобы не пугать добрых людей, Дрого решил сидеть в комнате и молиться, не выходя оттуда, если его могут увидеть. В результате он стал покровителем некрасивых людей и сирот, что вполне понятно.
А вот что уже кажется необычным – он стал также святым покровителем кофе и всех профессий, связанных с этим напитком. Скорее всего, это связано с легендой, что Дрого успевал быть в одно и то же время в двух разных местах – например, мог одновременно молиться в комнате и возиться с овощами в огороде (поскольку он питался трудами рук своих). Для такой продуктивности кофе обычному, несвятому человеку обычно очень нужен.
Очень исполнительные посланники
В шестом веке в Уэльсе учил и проповедовал святой Кадок. Среди его учеников были двое по имени Баррук и Гвалехес. Однажды Кадок переплыл с двумя учениками с одного уединённого острова, где предпочитал прятаться от мира, на другой. Уже на месте он обнаружил, что ученики забыли книгу, по которой он с ними занимался. Рассердившись, Кадок потребовал, чтобы книгу привезли немедленно – невзирая на то, что погода начала портиться.
На обратном пути, что неудивительно, лодка с учениками перевернулась, и они утонули. Их останки нашли чуть позже на берегу, вместе с разбитыми досками. Но книгу они доставили: вскоре после обнаружения останков учеников Кадок послал слуг поймать ему рыбу для постного ужина. Слуги вынули из воды необыкновенно большого лосося. Взрезав рыбе живот, они обнаружили внутри невредимой ту самую книгу... Как минимум Баррук был признан после этого святым.
Это же веточка!
Наверное, все пользователи русского интернета знают мем, на котором изображены монах и лев с выпученными глазами. Монах говорит что-нибудь вроде «Вот ваша зарплата!», а лев отвечает: «Это же веточка!» Основой мема стала картина, изображающая легенду об Иерониме Стридонском, монахе четвёртого-пятого веков, который почитается как святой покровитель переводчиков – он переложил Библию с греческого на латынь.
По преданию, когда Иероним жил в монастыре, к открытым воротам монастыря пришёл хромой лев. Монахи в ужасе разбежались в разные стороны, и только Иероним подошёл посмотреть, что случилось. У льва в лапе оказалась заноза, и святой её вынул. После этого зверь, словно собачка, покорно везде ходил за ним следом.
Монахи заявили Иерониму, что бездельничать в монастыре не годится даже льву, и потребовали приставить зверя к какому-нибудь полезному делу. Так лев начал сопровождать осла, который возил в монастырь дрова. Однажды лев отвлёкся и убежал. Оставшегося без стражи осла немедленно украли разбойники и продали в караван. Лев, обнаруживший, что осла нет на прежнем месте, с самым виноватым видом пришёл назад в монастырь. Говорить он не умел, так что монахи решили, что он съел несчастное животное, и заставили уже его самого таскать на себе дрова.
Однажды лев увидел в караване того самого осла. Он немедленно захватил весь караван (люди, понятное дело, разбежались, остались одни навьюченные животные) и с гордостью пригнал его в монастырь. Монахи с изумлением увидели «съеденного» осла и раскаялись в напраслине на трудолюбивого и честного хищника. Из-за этой истории Иеронима часто изображают со львом. Странно, что его ещё не объявили своим покровителем кошатники.
Эксплуатировал ни в чём не повинных диких животных не только Иероним. Так, святая Ида Герцфельдская, после того, как спасла от охотников оленя, приспособила его таскать на себе камни для постройки каменной церкви. В её краю это была первая каменная церковь. Заставил помогать в строительстве медведя святой Галл – животное подносило ему брёвна. А некоторые святые использовали медведей для того, чтобы доехать до нужного места.
Пожалуйста, не надо эдгарповщины
Святого Экспедита обычно изображают топчущим ворона. Этот римский воин армянского происхождения уверовал в Христа и как раз собирался принять крещение, когда над ним начал летать ворон и кричать: «Cras! Cras!» или что-то похожее. Cras на латыни значило – «завтра», и Экспедит понял, что его искушает дьявол. Он воскликнул: «Сегодня», сбил птицу рукой и растоптал её. И немедленно принял крещение.
Кстати, как и Маврикий, Экспедит был командиром легиона. Он уверовал после того, как его легион едва не был сметён превосходящим по численности врагом. Но солдаты-христиане из числа подчинённых Экспедита помолились, и поднялась страшная буря. Она разметала ряды противника. Кстати, Экспедит – это прозвище (разновидность пехотинца), поскольку, по видимости, римляне не могли выговорить армянское имя. А почитают Экспедита больше всего в Бразилии.
Ветеринар от бога
Святого Элигия нередко изображают в загадочных обстоятельствах: возле кузницы, с лошадиной ногой в руке. Эту ногу он заботливо подковывает. Рядом нередко стоит и бывшая владелица ноги с ошарашенным видом. Довольно необычно, ведь Элигий был покровителем ювелиров, да и сам был ювелир. Всё дело, конечно, в очередной легенде.
Как рассказывают, к Элигию однажды привели подковать лошадь. Но в животное вселился дьявол, так что оно начало бесноваться и никак не давалось в руки кузнеца. Тогда Элигий одним махом отрубил лошади ногу и стал спокойно подковывать отрубленное. Лошади осталось только балансировать на трёх копытах, а Элигий потом приставил готовую ногу на месте, и она приросла, как миленькая. Многие современные ветеринары, обрабатывая котиков, отчаянно завидуют святому Элигию.
На некоторых изображениях с лошадью святой также водит за нос дьявола. Буквально. Держит его за нос раскалёнными клещами. Иногда вместо дьявола он держит женщину, но тоже щипцами. А всё потому, что эта женщина – дьявол и есть; так видели средневековые художники. Дьявола Элигий щипцами вытащил из беснующейся лошади.