Как президент Аргентины хотел купить вышиванку у Столярова, да не смог
Сергей Столяров был человеком, который не считался с чинами и спокойно мог высказать свое мнение любому начальству прямо в глаза. Известность к нему пришла в 25-летнем возрасте, после роли в фильме «Цирк».
Практически в самом конце съемок оператора Владимира Нильсена расстреляли как шпиона по доносу. Это стало причиной ссоры Столярова и Григория Александрова, режиссера фильма с Любовью Орловой. «Они были люди разных полюсов. Отец власти не служил», — говорил сын актера, Константин.
Несмотря на известность, семья Сергея Столярова жила в коммунальной квартире. Жена звезды кино перешивала сыну вещи, а у самого актера не было никакой частной собственности. Но он любил охотиться и брал жену и сына с собой. Его часто приглашали в гости простые люди: «Сергей Дмитриевич, приезжайте к нам, у нас такая охота, рыбалка, сеновал».
В 1953 году, когда фильм «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли получил огромный успех, его привезли на венецианский кинофестиваль. Там картина получила первую премию. Но главного героя не пустили по идейным соображениям. Через год французский журнал «Синема» включил Столярова в список выдающихся актеров мирового кино.
Международная слава обязывала Столярова принимать у себя гостей, в том числе и зарубежных. И он по-прежнему приглашал их в свою коммуналку. «Люди, которые воевали, до сих пор живут в подвалах», — отвечал актер супруге, которая уговаривала его добиться отдельной квартиры. Но все-таки за рубеж в тот год актер попал. Он поехал в Аргентину в составе советской делегации с фильмом «Садко».
Президентом страны тогда был Хуану Перону, супругой которого была знаменитая певица Эва Дуарте (Эвита). Она очень любила кинематограф и ее муж старался потакать этой слабости жены, приглашая в гости самых популярных актеров из дружественных стран.
На прием к президенту, согласно протоколу, полагалось идти во фраке. Откуда взяться такой одежде у советского актера, жившего в коммуналке? Он нарядился в рубашку-вышиванку, а сверху надел пиджак песочного цвета. «Среди дам в декольте он производил впечатление человека, одетого в индейский костюм», — так описывает сын своего знаменитого отца.
Перон начал спрашивать актера о том, сколько он зарабатывает за каждый фильм. У Столярова была только одна надбавка за фильм — Сталинская премия. Однако актер не хотел ронять престиж своей родины в глазах иностранцев, поэтому сказал, что за каждый фильм получает сто тысяч.
Это была правда, однако не вся — премию делили на всю съемочную группу, то есть примерно на 20 человек. Президента также очень заинтересовал фасон вышиванки, которую надел артист. Перон спросил, сколько она стоит. На что Сергей ответил: «Не продается!».
Тогда у Столярова стали открываться глаза на нищету, в которой жил он и многие его соотечественники. Константин, сын звезды, вспоминал: «Мы с мамой встречали его после поездки. На контрасте с Аргентиной отец как бы впервые увидел нашу жизнь. А я был в перешитом старом пиджаке и шапке-кубанке. Наверное, это было чудовищное зрелище. И отец сказал матери: "Как ты его одеваешь?" Как? Мы всегда так жили, и я всегда так одевался...»
Фото: YouTube