Зачем режиссёру Леониду Гайдаю был нужен ядерный взрыв
Сюжет основан на реальных событиях
Жизнь такая штука, что порой реальные события кажутся интереснее вымышленных. Так, идею сюжета фильма «Бриллиантовая рука» предложил сценарист Яков Костюковский, который прочитал в журнале «За рубежом» заметку о мошенниках, использовавших для перевозки драгоценностей гипс. Так и родился сценарий фильма про простого советского человека, который во время заграничного турне попал в самый центр контрабандистской махинации.
Что не нравилось худсоветам
«Бриллиантовая рука» изначально не претендовала на роль правильной комедии. Да и кому это было бы интересно? А вот контрабандисты, откровенные по тем временам сцены, погони, драгоценности, смелые реплики героев, пьянство Семён Семёновича и политические шутки... Это да, это была соль с перчиком, которая только подогревала интерес к фильму.
Но это активно не нравилось худсовету творческого объединения «Луч», под контролем которого проходила работа над «Бриллиантовой рукой». Уже на обсуждении предварительных материалов фильма было много критики. Киноведам не нравились сцены пьянства Семён Семёныча, по их мнению это было неправильно для советского человека. Пеняли Гайдаю и за сцены с Мордюковой, они считали что её здесь очень много, и она не смешна. Гайдая упрекали даже за беготню по тупику Андрея Миронова и сцену закрывания замков в квартире Шефа.
А сцена, где Светлана Светличная в роли незнакомки Анны Сергеевны исполняет стриптиз в гостинице, повергла членов художественного совета в настоящий шок. По мнению худсовета Светличная была слишком соблазнительной — советским зрителям такое видеть было не положено. Посмотрите на канале Кино и музыка эту сцену из фильма.
Невезучий «Остров невезения»
Отдельно досталось сцене с песней «Остров невезения», которая стала хитом после выхода фильма. Этот эпизод, буквально, чудом попал в фильм. Началось всё с того, что поэт Леонид Дербенёв показал своё стихотворение «Остров невезения» композитору Александру Зацепину. И Зацепин мгновенно отреагировал, написав на него музыку. Изначально Леонид Гайдай был против включения песни в фильм, потому что у него все сцены были рассчитаны по минутам, но Андрей Миронов так зажигательно спел и станцевал под музыку, что сомнения отпали. Увидев танец Миронова, режиссёр сдался, так «Остров невезения» попал в готовый фильм.
И что вы думаете? Члены худсовета, посмотрев эту сцену, настоятельно посоветовали Леониду Гайдаю полностью убрать песню «Остров невезения» из итоговой версии фильма. Почему? Потому что кто-то из его представителей увидел здесь жирный намёк... Остров невезения это... Советский Союз. Никому из создателей фильма даже в голову не приходило, что худсовет сможет усмотреть что-то подобное.
Что требовали убрать из фильма
Худсовет выдвинул несколько требований: сделать менее пассивной роль милиции, сократить эпизод в ресторане с Шефом, а также убрать фразы: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
В общей сложности Гайдаю предложили изменить, сократить или вовсе вырезать из «Бриллиантовой руки» несколько десятков сцен! На худсоветах режиссёр благодарил комиссию за критику, но сделал он в итоге всё по-своему. Так как Леониду Гайдаю это удалось?
Зачем «Бриллиантовой руке» ядерный взрыв
Съёмки над фильмом были закончены в конце октября 1968 года, а в конце ноября фильм был продемонстрирован дирекции «Мосфильма» и руководству Госкино СССР в комитете по кинематографии.
По воспоминаниям участников того просмотра, у руководства Госкино во время просмотра «Бриллиантовой рук» накопилась масса вопросов к Гайдаю, которые они уже намеревались озвучить после его окончания. Но конец второй серии комедии поверг их в ужас. Озадаченный председатель комитета по кинематографии Алексей Романов обратил внимание на «чудовищный атомный взрыв», который завершающий вторую серию. Однако Леонид Гайдай ответил, что этот взрыв необходим для показа «всей сложности нашего времени».
На что Алексей Романов возмутился: «Какая сложность времени? Обыкновенная комедия. Вообще там у вас и про дикарей, про чёрных снаружи и добрых внутри, и про пьянство, и какой-то секс, и голые бабы. Что, вы там с ума посходили на "Мосфильме"? Хорошо, ответил Гайдай. Взяв три дня "на размышления", режиссёр заявил, что готов исключить из фильма сцену со взрывом. Но при условии, что остальные сцены изменениям не будут подвергаться.
По словам режиссёра Саввы Кулиша: «Я думаю, это была единственная картина Гайдая, почти не пострадавшая от цензорского надзора... Гениальность Леонида Иовича состояла в том, что он специально вклеил в финал сцену атомного взрыва, которой поверг начальство в такой ужас и изумление, что они забыли обо всем остальном».
Оглушительный успех
«Бриллиантовая рука» вышла на экраны страны 28 апреля 1969 года. За первый год проката фильм посмотрели 76,7 миллиона зрителей. Это был настоящий триумф. А в 1970 году Леонид Гайдай и Юрий Никулин были награждены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых «за участие в создании кинокомедий последних лет», в том числе фильма «Бриллиантовая рука». Вот здесь вы можете увидеть подборку лучших моментов из этой замечательной комедии.