«Юра, ты абсолютно нормальный человек»: почему первым космонавтом стал Гагарин
20 человек из почти 3,5 тысяч
Чтобы создать Первый отряд космонавтов, кадры отбирали среди военных лётчиков-истребителей СССР и длилась эта история почти год. Как говорил конструктор ракетно-космических систем, главный конструктор СССР Сергей Королёв: «Для такого дела более всего пригоден лётчик, и, прежде всего, лётчик-истребитель. Это и есть универсальный специалист. Он пилот, и штурман, и связист, и бортинженер»...
Отбирали кандидатов врачебные комиссии ВВС ВС Союза ССР, были рассмотрены документы на 3 461 лётчика. Но на первое «интервью» попали лишь 347 человек. После этих бесед и амбулаторного медицинского обследования были отобраны 206 кандидатов, которые проходили окончательное стационарное обследование с октября 1959 года по апрель 1960. Из них 72 кандидата передумали стать космонавтами, а последние этапы тщательного медицинского обследования не прошли 105 человек. Так вот и остались в Первом отряде космонавтов всего 20 человек.
Все члены Первого отряда были крепкими, но не крупными мужчинами, ростом не выше 170 сантиметров и весом не больше 70 килограммов. И не старше 35 лет. Параметры задал Сергей Королёв. Всё дело в том, что кабина корабля, где должен был находиться космонавт, была очень небольшой. В январе 1961 года из «двадцатки» отобрали первую шестёрку: Юрий Гагарин (№1), Герман Титов (№2), Григорий Нелюбов (№3), Андриян Николаев (№4), Валерий Быковский (№5), Павел Попович (№6). Именно в такой последовательности эти люди и должны были, согласно плану, попасть в космос.
Почему выбрали именно Гагарина
Этот вопрос задавали многие эксперты. И, конечно же, этот вопрос мучал всех членов Первого отряда космонавтов, особенно — первой шестёрки. Ведь каждый из них мечтал первым попасть в космос и считал себя достойным кандидатом. Сомнения одолевали и руководство. Об этом свидетельствуют и записи из дневника Николая Каманина, помощника главкома ВВС по космосу:
«18 января. В эти дни у меня часто возникали вопросы: Кто из шестерки войдет в историю как первый человек, совершивший космический полет? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку?»
«5 апреля. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества». Посмотрите на канале Роскосмос ТВ фильм о полёте Гагарина.
Версия №1: Гагарин — один из самых «компактных»
Почему выбрали Гагарина? Первая версия связана с «компактностью» Юрия. До сих пор идут споры, каким же был рост первого космонавта. Согласно официальным источникам, рос Юрия Гагарина был 165 сантиметров. Однако другие источники утверждают, что его рост был гораздо ниже — 157 сантиметров. Поэтому Сергей Королёв и выбрал для первого полёта одного из самых «лёгких» членов Первого отряда космонавтов.
Версия №2: Герману Титову поручили более сложную миссию
Есть и другие версии. В частности, об одной из них мы узнали из дневника Николая Каманина. Николай Каманин рассказывал, что ближе к дате первого полёта в «шестёрке» все более-менее определились. И в качестве лидеров были выбраны два главных претендента: Герман Титов и Юрий Гагарин. Оба были настолько хороши, что даже за неделю до старта руководство сомневалось, кого из них выбрать. Более того, в дневнике Каманин отмечал, что более сильным кандидатом выглядит космонавт №2 — Герман Титов, причём, по многим параметрам.
Почему же тогда космонавтом № 1 стал Гагарин? По свидетельству Николая Каманина, в то время параллельно уже шла подготовка к следующему космическому полёту, который должен был продолжаться целые сутки. Конечно, эта задача была намного сложнее, чем первый полёт, который должен был продлиться чуть меньше двух часов. Поэтому было решено отправить Юрия Гагарина в первый полёт, а Германа Титова оставить для второго, более изматывающего.
Версия №3: Гагарин не боялся говорить о трудностях
Мать Гагарина, Анна Тимофеевна, вспоминала, что на первой встрече Юрия и главного конструктора, произошла знаменательная беседа. Когда дошла очередь до стандартных вопросов, Королев спросил: «Как проходят тренировки на центрифуге?» И Гагарин ответил: «Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь». И это был правильный ответ! Потому что другие лётчики, не желая «разочаровывать Королёва», отвечали: всё хорошо, тренировки проходят нормально, голова не кружится... Конечно, Королёв им не верил. Более того, из-за своих «отважных» ответов другие лётчики потеряли шанс полететь в космос первыми...
Версия №4: «Виновато» имя
Да, есть мнение, что Германа Титова подвело именно его имя. Было оно несколько экзотичным и советскому руководству не очень нравилось. То ли дело — Юрий! Да и родился будущий космонавт №1 на Смоленщине — очень даже символично. В общем, полностью исключать эту версию нельзя, потому что в Советском Союзе значение могло иметь всё что угодно, начиная от национальности и заканчивая именем...
Версия №5: «Юра, ты абсолютно нормальный человек»
Ну и не будем забывать, что важнейшим фактором для отбора первого человека в космосе, была устойчивость психики. Ведь никто тогда не знал, как человек может повести себя в космосе по одной простой причине — до этого там никто пока не побывал... У Гагарина был очень лёгкий характер, кроме того, на всех испытаниях он демонстрировал высокую психологическую устойчивость. Николай Каманин вспоминал, как вечером перед стартом, в «маршальском» домике Юрий Гагарин спрашивал его: «Николай Петрович, почему у меня такое необычное состояние? Завтра мне лететь, но я не чувствую никакого беспокойства. Ведь это ненормально?» На что Каманин ответил ему: «Юра, ты абсолютно нормальный человек, всё будет хорошо».
Именно вот эта высокая психологическая устойчивость не раз помогла Гагарину во время его первого полёта. Он справился с паникой, когда увидел пламя в иллюминаторе при посадке, тогда тяговая сила двигателей ещё только проходила испытания и никто тогда ещё не знал, что это — нормальное явление. Затем Гагарину пришлось катапультироваться из кабины на высоте в несколько километров и спускаться на парашюте. И он прекрасно справился со всеми задачами. А ещё Гагарин прекрасно справился с испытанием славой, которая обрушилась на него после полёта. Но это уже совсем другая история.