12 дней в космосе как «Вызов»: каким был главный страх Юлии Пересильд в невесомости
Обогнали американцев
Идея снять кино в космосе будоражила умы кинематографистов давно. Еще в 2020-м звезда Голливуда Том Круз и режиссер Дуг Лайман уверенно делились своими планами слетать на МКС и снять там фильм, однако русские их опередили. Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко за рекордные сроки прошли подготовку к космическому полету, отправились на орбиту, провели там 12 дней и привезли оттуда флешку с отснятым материалом.
«Первое, что пришлось придумать — как самый простой человек, который никогда не мечтал о космосе, вдруг может туда полететь, — рассказывал Клим Шипенко о замысле картины. — Так родилась идея отправить на МКС врача, которому предстоит сделать космонавту операцию. И проект, который и так был невероятно сложным, стал еще сложнее из-за добавления туда медицинской темы. Мы начали думать, какую операцию возможно было бы провести в невесомости. Очевидно, что не полостную. Тогда возникла идея торакальной хирургии».
Торакальная хирургия занимается операциями на органах грудной клетки. Идея фильма такова: торакальный хирург Женя должна за один месяц подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС, чтобы спасти космонавта, который без срочной операции умрет.
«Пересильд подошла и по здоровью, и по возрасту, и внешне, и талантом»
Осенью 2020 года Первый канал объявил кастинг на главную роль. Все желающие должны были записать на видео монолог Татьяны из «Евгения Онегина» Пушкина. Из тысячи заявок отобрали 25 финалисток (среди них были актрисы Светлана Ходченкова, Ольга Кузьмина, Марина Казанкова, Анна Васильева, Софья Ская и пилот Галина Каирова). Строгая врачебно-экспертная комиссия провела комплексную оценку конкуренток и определила двух победительниц: Юлию Пересильд и ее дублера – актрису Алёну Мордовину.
«Обычно артистов выбирает режиссер, но тут все было ровно наоборот, — рассказывал Клим Шипенко. — В Центре подготовки космонавтов нам сказали: приведите нам участниц, прошедших творческий отбор, и мы выберем тех, кого можно отправлять в космос. Мы возразили, что нужна не просто здоровая актриса, но и та, которая будет хорошо играть и убедительно выглядеть. Но нам объяснили, что если она не выдержит, то может случиться трагедия. Можно сказать, сама вселенная выбрала Юлю Пересильд: она подошла и по здоровью, и по возрасту, и внешне, и талантом».
Испытания центрифугой и барокамерой
«Я никогда не думала про космос, не хотела прыгать с парашютом, я вообще не адреналиновый человек, — рассказывала исполнительница главной роли Юлия Пересильд. — Но в кино всегда готова рисковать. Узнав про этот проект, я, конечно, тоже отправила письмо с заявкой на участие. И было даже немного обидно, что я точно не входила в список фаворитов на эту роль. Именно тогда мое внутреннее "я" сказало: "Раз так, значит, я и полечу!»
Пересильд и Шипенко ускоренно готовились к полету в Центре подготовки космонавтов шесть полных месяцев (обычно на подготовку новичка уходит 2 года). Они тренировались в скафандрах, проходили испытания центрифугой и барокамерой, выучили назубок конструкцию и оборудование МКС, учились подавать сигналы SOS с помощью солнечных датчиков, сдавали зачеты по действиям в нештатных ситуациях. Также съемочную группу научили выживать в условиях дикой природы – на случай, если при посадке их спускаемый аппарат окажется не в расчетной точке, а в глухом лесу или ледяном озере.
18 сентября ребята отправились на космодром Байконур, где познакомились со своим космическим кораблем «Союз», примерили ложементы и ежедневно готовились на вестибулярных тренажерах.
Научили зашивать пинцетом
5 октября 2021 года киноэкипаж в составе актрисы Юлии Пересильд, режиссера Клима Шипенко и космонавта Антона Шкаплерова отправился на МКС.В момент старта ракеты с космодрома командир экипажа Шкаплеров произнес традиционное: «Поехали!», на что Шипенко и Пересильд ответили по-киношному: «Камера! Мотор! Начали!»
Часть оборудования для съемок, в частности, камера, была отправлена на МКС заранее грузовым кораблем «Прогресс». Вместе с экипажем на станцию полетели медицинский реквизит, дополнительные съемочные аксессуары, объективы, световое и звукозаписывающее оборудование, проверенное целым рядом инстанций, чтобы ничего не загорелось и не сломалось. А также шлем для регби – только такой шлем разрешили взять Климу с собой, чтобы во время съемок он не бился головой о стены станции.
«У нас был чудесный врач-консультант, торакальный хирург Олег Ростиславович Куйбида. – рассказывала Юлия Пересильд. — Потому что первая сцена, с которой мы начали разрабатывать всю эту историю, была сцена операции. Два месяца мне понадобилось, чтобы научиться зашивать пинцетом на специальном силиконовом тренажере. От количества медицинского реквизита у меня голова взрывалась – так его было много». Еще на земле Юлия вместе с Климом ездили в военный госпиталь на операцию на грудной клетке. Пять с половиной часов, что длилась операция, они отстояли на ногах, чтобы понять, кто и чем занимается, уловить общий смысл, механику, состояние врачей.
«Боялась, что будет красное лицо»
Времени на адаптацию не было. Киноэкипаж прибыл на МКС в 9 вечера, а на завтра в 6 утра уже снимали. Причем вдвоем они выполняли работу десятков человек. Юлия была реквизитором, костюмером, гримером и скриптом – тем, кто записывает, что и где в какой сцене лежало, висело. Клим был осветителем, оператором, помощником режиссера и режиссером. «Я прекрасно понимал, что за эти 12 дней, которые у меня будут в космосе, мне нужно сделать все, на что я способен, выдать 150 % моих возможностей. В режиме подвига», — рассуждал Шипенко.
Увидеть настоящий космос
17 октября космическая киноэкспедиция успешно завершилась, флешка с отснятым материалом вернулась на Землю, на ней было записано 78 часов 21 минута. Началась работа над наземной частью фильма. Только на строительство декораций ЦУП ушло два месяца.Для участия в групповых сценах было отсмотрено более 700 человек, а выбрано – 50, использовано более 4000 единиц реквизита, более 2000 костюмов сшито и закуплено для съемок
«В этом фильме все впервые, — рассказывал генеральный директор Первого канала и продюсер фильма Константин Эрнст. — Юля и Клим стали первопроходцами в мировом кинематографе. Но не только в нем. Все, что ни происходит в сотнях километрах от поверхности планеты – это в принципе новый урок и новый опыт для землян. Без всякого преувеличения можно сказать, что "Вызов" — это еще одна ступенька в освоении человеком космического пространства. И еще. Работа над фильмом доказала, что космос достоверно сымитировать нельзя. Настоящего космоса зритель в кино еще не видел. Ни в "Гравитации", ни в "Интерстелларе", нигде. А в "Вызове" увидит».