Тильда Суинтон: лучшие фильмы с участием актрисы
«Три тысячи лет желаний» (2022)
Кажется, Тильде самое место в сказочном кино. Режиссёр Джордж Миллер это чётко понимал и позвал актрису на главную роль в своем фэнтези «Три тысячи лет желаний». Но не для того, чтобы она в красивых платьях ходила туда-сюда, а чтобы она вступила в полноценный диалог с джинном. Эротизм XXI века – это ум. И персонаж Тильды, профессор Алетейя Бинни, чертовски умная женщина. Ей гораздо интереснее слушать истории про желания других и делать из них выводы, чем желать себе богатства, славы или чего-то ещё из популярного виш-листа. Впрочем, джинну тоже не помешает наконец выговориться. Какой симбиоз родится из этих разговоров о вечном, остаётся только догадываться. Но критики, которые успели посмотреть фильм на Каннском кинофестивале, пишут: в итоге первое желание Алетейи повергнет зрителей в шок. Другого от персонажей Тильды Суинтон мы и не ждём.
«Человеческий голос» (2020)
Чтобы сразу расставить точки над i со способностями Тильды Суинтон, нужно вспомнить кино, в котором она одна удерживает внимание зрителя на протяжение 30 минут. И за это время умудряется рассказать более чем полноценную историю одной жизни. Это роль Женщины в короткометражной ленте Педро Альмодовара «Человеческий голос». Первый англоязычный эксперимент режиссера обернулся тотальной удачей: Альмодовар не только проложил себе дорогу в Голливуд, но и нашёл идеального проводника: Тильда уже обещана роль в одной из следующих лент испанского постановщика. Что до «Человеческого голоса, то экранизация пьесы Жана Кокто получила свою трактовку во многом благодаря именно актрисе.
Представить, что Тильда Суинтон играет типичную, зависимую от мужчины истеричку, невозможно. Поэтому она берёт в руки топор, надевает дизайнерский костюм и безжалостно расправляется с тем, что причиняет ей в жизни малейшее неудобство. Это перфоманс, который надо видеть. Это перфоманс, который в очередной раз показывает Тильду и как актрису, и как икону стиля. Но, как и в случае с будущей премьерой, этот фильм – удовольствие двойное: эстетика и интеллект – два верных товарища Суинтон.
«Майкл Клейтон» (2007)
Если у человека есть «Оскар», надо об этом обязательно упомянуть. Интересно, что единственный актёрский золотой человечек достался Тильде Суинтон за роль драматичную, но, если так можно выразиться, не слишком эффектную. Хотя, скорее всего, это тоже было предметом удивления для киноакадемиков. В 2008 году она получает награду за роль второго плана в триллере «Майкл Клейтон». Топ-менеджер крупного химического концерна, она носит тёмное строгое каре, костюм, рубашку и строгое бежевое пальто с шарфом Burberry. Она не привыкла к слабостям, потому что this is a man’s world. И за 4 дня, что разворачивается действие-расследование, персонаж Тильды переживает слом всего, но в первую очередь, своих представлений о том, на что можно, а на что нельзя закрывать глаза. В списке ролей актрисы, персонаж по имени Карен Краудер, пожалуй, один из самых внешне невзрачных. Но тем лучше: ничто не будет отвлекать от лица, на котором отражаются все эмоции и размышления.
«Орландо» (1992)
Ни один список про Тильду не обходится без фильма «Орландо» Салли Портер. Потому что это кино, которое действительно нужно видеть. Но со знанием некоторой предыстории. Тильда Суинтон – представительница довольно старого английского аристократического рода. А «Орландо», по заявлению постановщицы картины, это аллегория этой самой английской аристократии, которая через одного персонажа показывает все свои метания и трансформации. То есть, всегда можно додумать, что Суинтон понимала, о чём она играет. Персонаж Тильды – некое двуполое существо, которое проживает 500 лет в разных образах и постигает земную жизнь. Визуальная красота этой картины зашкаливает, но тем удивительнее, что гендерный переход между образами Тильды совершается практически без грима. Она одинаково красивая женщина и мужчина, редкий пример андрогинности, которая не нуждается в поправках. И как умело актриса этим пользуется – лучшего примера, пожалуй, не придумать.
Муза трёх: Уэса Андерсона, Джима Джармуша и Луки Гуаданиньо
Пожалуй, придётся нарушить структуру статьи, ведь невозможно выбрать только один фильм из 4 картин Уэса Андерсона и только один фильм из 4-х Джима Джармуша, и один из 4-х Луки Гуаданиньо, в которых Тильда появилась: такая разная и одинаково незаменимая. Режиссёры-авторы Тильду обожают, и она отвечает им взаимностью за возможность экспериментировать и, что уж там, немало посмеяться. У актрисы отменное чувство юмора, как подчеркнула её партнёрша-комикесса Эми Шумер.
Замеченная Джармушем в 2005-м году для роли в «Сломанных цветах», в 2013 Тильда у него сыграла вампиршу в необычной и эффектной мелодраме «Выживут только любовники». Фирменное сочетание красоты и интеллекта, а также готовность к визуальным экспериментам сделали роль Евы для Тильды одной из знаковых для современного зрителя. Любопытно, что возрастная разница между Суинтон и её киновозлюбленным Томом Хиддлстоном, на которого и повалила молодая публика, 20 лет. И каков был шок, когда в кадре этой разницы совершенно не было заметно. Разве что по мудрости в глазах. Но многие ли решаются в них заглянуть?
Эстет Андерсон позвонил Тильде не так давно, в 2011 году, когда затевал своё «Королевство полной луны». Но заговорили о ней, как о новой его музе после «Отеля "Гранд Будапешт" (2014). Здесь Суинтон позволила себя комически, но невероятно изысканно состарить до 90-летнего состояния. Писали, что она неузнаваема. Оставим на совести критиков эту неприкрытую лесть. Узнать Тильду в образе Мадам Ди довольно легко, стоит всмотреться в неизменные скулы. Тем более, что после этой комической старухи актриса ещё не раз примеряла пластический грим. И вот в следующем образе действительно не каждый без подсказки смог рассмотреть отменную задумку, метафору и игру.
Лука Гуаданиньо заметил необычную Тильду ещё в прошлом веке. Фильм «Протагогнисты» (1999) стал началом их сотрудничества. И когда итальянский режиссёр решает ставить свою версию «Суспирии» (2018), вариантов, кто ещё может сыграть статную и загадочную, и властную Мадам Бланк, не было – только она. Каково же было удивление публики, когда ещё до проката было объявлено, что Суинтон исполнила сразу три роли в этом довольно камерном кино. И вот в образе седовласого старика-доктора Клемперера актрису действительно узнать не так-то просто. Но те, кому это удаётся, сразу проникают в следующий слой осознания всего фильма.
«Память» (2021)
Отличной подготовкой к карнавалу от Джорджа Миллера станет просмотр фильма «Память» Апитчатпона Вирасетакула. У этого фильма до сих пор в рекомендациях нет ни чего, что было бы на него похоже. И это так совпадает с сущностью самой Тильды. Её персонаж – специалист по выращиванию орхидей, Джессика, которая живёт в Колумбии. И её тревожит громкий резкий звук, который слышит только она. Медлительное роуд-муви, в котором Тильда ищет источник звука, удивляет не только финалом, до которого нужно ещё досмотреть, но и пластикой главной героини. Кажется, что она не ходит по этому миру, а как будто плывёт в нём.
Достаточно прочитать одно интервью с Тильдой, чтобы узнать две вещи. Первая: медлительные плавные движения – это задумка режиссёра, а вторая: исполнение задумки – это актёрская игра. Проще говоря, Суинтон действительно двигалась в совершенно иной, не свойственной лично ей, да и вообще никому пластике, чтобы создалось ощущение, что пространство и время обтекают её. Но описать это словами практически невозможно, это надо видеть.
Фото: vlgfilm.ru, kino-teatr.ru