Следит за «Что? Где? Когда?» и после смерти: 7 фактов о Владимире Ворошилове
Программа, ставшая легендой
В 1975 году на экраны страны вышла телеигра, которой суждено было стать культовой – интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?». Поговаривают, что астрологи тогда назначили игре срок жизни – 25 лет. В этом году «Что? Где? Когда?» начинает свой 46-ой сезон, однако предсказание все же сбылось: ровно через четверть века после рождения игры, 10 марта 2001 года, ушел из жизни ее создатель, вдохновитель и, как многим тогда казалось, единственно возможный ведущий – Владимир Яковлевич Ворошилов. Его называли мономаном и даже безумцем, признавали, что без игры он не представляет своей жизни, что у него ужасный характер, что с ним трудно работать, но все признавали одно: Владимир Ворошилов был уникальной личностью и очень интересным человеком.
Сегодня, в 47-ю годовщину со дня первого выхода легендарной передачи, мы вспоминаем некоторые малоизвестные факты из его биографии и просим считать этот материал своеобразным признанием в любви – замечательной игре «Что? Где? Когда?» и ее великому создателю.
Рисовал портреты в ресторанах
Будущий автор и ведущий «Что? Где? Когда?» начинал свою карьеру в ГДР. После окончания учебы в Государственном художественном институте Эстонской ССР (ныне Эстонская академия художеств) по специальности «театральный художник» по распределению уехал в Восточную Германию, работал художником в театре группы советских войск. Как позже вспоминал Ворошилов, он рисовал не только декорации к спектаклям, но и портреты в кафе и ресторанах.
За эту деятельность, слабо совместимую с высоким званием советского специалиста, он несколько раз получал предупреждения, а потом и вовсе был уволен из театра. Но отправить обратно в СССР проштрафившегося художника не смогли и до окончания распределения Ворошилов оформлял плакаты и стенгазеты.
Взял фамилию жены
Родители Владимира Ворошилова – Вера Борисовна Пелех и Яков Давидович Калманович. В 1952 году, когда будущему шоу-мену было 22 года, его отца арестовали по ложному доносу, под стражей он провел более 11 месяцев. Возможно, чтобы в какой-то степени обезопасить себя, Владимир Яковлевич взял фамилию своей первой жены, балерины, с которой сочетался браком во время работы в ГДР. Всего же Владимир Ворошилов был женат четыре раза, а вот единственная родная дочь, Наталья, родилась только в 1997 году, когда Ворошилову было 67 лет.
Называл маму только по имени
«Теперь, Вера, ты довольна?» — именно эту фразу произнес Ворошилов во время церемонии присуждения ему звания академика Академии российского телевидения. Всю свою жизнь он называл маму только по имени и, по свидетельству близко знавших его людей, очень ее любил.
Правда, как рассказывала в одном из интервью жена Ворошилова Наталья Стеценко, при этом он регулярно забывал поздравить маму с Восьмым марта, иногда доводя ее этим до слез, нередко подначивал и разыгрывал ее, а со стороны отношения матери и сына вовсе могли показаться очень напряженными. Но на самом деле всю жизнь Ворошилов очень высоко ценил свою маму, дорожил ее мнением и старался проводить как можно больше времени с ней.
Разобрал крышу театра «Ленком»
После возвращения из ГДР Ворошилов работал художником-постановщиком в ведущих московских театрах: МХАТа, Малого театра, Театра оперетты, театра им. М. Н. Ермоловой, театра им. Станиславского. И почти везде его художественные решения приводили к разногласиям с администрациям и даже скандалам. Самый громкий произошел во время работы над пьесой «Наташкин мост» в Театре имени Ленинского комсомола.
Чтобы получить так необходимый ему столб света, Ворошилов, недолго думая, просто разобрал металлические конструкции, поддерживающие крышу. Директор театра был в ужасе, однако премьеру в необычных декорациях разрешил. Но спектакль закончился грандиозным скандалом: во время представления пошел дождь, и зрители, сидевшие в первых рядах, вымокли насквозь. Вскоре после этого Ворошилову пришлось уйти работать на телевидение – тем более, что к тому времени он успел закончить Высшие режиссерские курсы РСФСР.
Продал Визбора и Никитиных с аукциона
Одна из телепередач, которую придумал для советского телевидения Владимир Ворошилов, называлась «Аукцион» — фактически, это была первая рекламная игра в эфире отечественного телевидения. Участники программы отвечали на различные вопросы, посвященные главному «герою» программы – продукту, популярность которого предстояло повысить у советских людей. В эфир вышло шесть выпусков программы, самым запоминающимся стал выпуск, посвященный дальневосточным крабам: прямо в прямом эфире в банку с консервированными крабами было закатано большое янтарное ожерелье, после чего, как сообщил ведущий, банка отправилась прямиком в один из советских продуктовых магазинов. В считанные дни в стране были раскуплены все имевшиеся запасы крабовых консервов.
Роковым для Ворошилова стал выпуск «Аукциона», посвященный бардовской песне. Галич, Визбор, Никитины, Высоцкий – их песни стали центральным событием и главным «товаров» выпуска. Однако песни, которые в прямом эфире исполняли приглашенные барды во главе с Сергеем Никитиным, были признаны слишком неблагонадежными, и программа была закрыта, а сам Ворошилов – лишен права появляться в эфире советского телевидения.
Ввёл моду на красные пиджаки
Красные пиджаки стали своего рода униформой первых российских бизнесменов – так называемых «новых русских». Однако еще раньше они появились в эфире еще советского телевидения: зимой 1991 года был введен титул «бессмертного» игрока клуба (обладатель такого титула сохранял право продолжать играть в клубе, даже если его команда проигрывала), а непременным атрибутом титула стал красный пиджак.
По воспоминаниям Андрея Козлова (ныне – Президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»), модель разрабатывал специально приглашенный из Гонконга дизайнер. Вполне возможно, что красные пиджаки участников очень популярного тогда «интеллектуального казино» стали прообразом тех самых малиновых пиджаков.
Присматривает за «Что? Где? Когда?» даже после смерти
Смерть Владимира Ворошилова стала неожиданностью для всех: и для родных, и для коллег, и для миллионов поклонников игры «Что? Где? Когда?». За два с половиной месяца до трагедии Ворошилов сам поставил на кон будущее игры, объявив, что навсегда закроет «Что? Где? Когда?», если знатоки проиграют финал зимней серии 2000 года. Игра шла с переменным успехом, но при счете 5:5 Максим Поташев дал правильный ответ, и знатоки победили. Ворошилов объявил, что интеллектуальный клуб продолжит свои игры, однако до летней серии уже не дожил.
Сразу после смерти Ворошилова встал вопрос о том, продолжит ли существование игра «Что? Где? Когда?», однако вдова Наталья Стеценко и ее сын Борис Крюк приняли решение продолжать съемки телепередачи. И, как рассказывали позже участники съемочной группы, впоследствии они чувствовали, что Ворошилов продолжает присматривать за игрой даже после своей смерти.
Так, когда готовили эфир первой игры летней серии 2001 года, к самому съемочному павильону прилетел большой филин. Все время, пока шла подготовка к съемкам, он внимательно наблюдал за установкой оборудования, камер, подготовкой декораций, а когда оператор настраивал осветительные приборы, недовольно заухал.
— Ему опять не понравилось, как я выставил свет, — рассказывал позже начальник операторской группы.
Пасынок мэтра Борис Крюк, который стал ведущим программы после смерти Ворошилова, рассказывал, что идею 13 сектора («интернет против знатоков») ему подсказал сам Владимир Яковлевич. Однажды Крюку приснился сон, в котором Ворошилов (уже умерший к тому времени) утверждал, что 12 секторов на игровом столе – это плохая примета, они образуют крест, который может быть поставлен на передаче. И нужно обязательно придумать тринадцатый.