Сериал «Цыганка» цыганскими глазами: что создатели напутали и с чем угадали
Сериал «Цыганка»: сюжет
Будем откровенны, каждый новый фильм или сериал про цыган сами цыгане смотрят с большим интересом и ожиданиями — но чаще всего в итоге выносят вердикт, что показывают опять «сказку». В общем, сериал на канале «Домашний» я решилась посмотреть, но заранее была насторожена и даже несколько скептично. Вот только несколько моментов, за которые зацепился взгляд... Впрочем, сначала — общее описание сюжета.
История начинается в девяностые. Расцвет торговли наркотиками и оружием, дух вольницы и пугающей неопределённости одновременно. В посёлок в Ленинградской области приезжают исследователи фольклора — преподаватель, большой энтузиаст своего дела, и его студентка, которая в этом посёлке родилась. Преподаватель становится случайным свидетелем тёмных дел, его ранят бандиты и он чудом не утопает в местной речушке — его вытаскивает красивая незнакомка, оказавшаяся молодой цыганкой Радой (актриса Виктория Полторак). Они влюбляются друг в друга, но любовь эта заранее, кажется, обречена: Рада помолвлена с цыганским криминальным авторитетом.
Героиня: полная удача
Очень быстро становится ясно, почему героиню обожают зрители. Ясно, что не каждая девушка кинется спасать утопающего в опасной близости от бандитов (заметят — прощай, жизнь!) – это как раз нормальный «сказочный» элемент. Во-первых, само появление Рады обыграно очень удачно. Когда главный герой видит её днём, она разъезжает верхом на мотоцикле в брюках — это отсылка к Насте, прогрессивной, даже бунтующей цыганке из истории Будулая. В разговоре Рада явно с насмешкой над расхожими представлениями о цыганах изображает свою тёзку из «Табор уходит в небо» (кстати, после этого хита в цыганских семьях появилось много девочек Рад).
Настя и Рада противостоят старому, условно общинному укладу своих соплеменников. Рада выросла в городе, где служил её отец-солдат, Настя выбрала шаг в сторону современности с её индивидуализмом сознательно... Но главное, обе связаны с трагическими историями любви — и обеих убили. Подумать только, как двумя сценами можно объёмно вылепить потаённый трагизм совершенно нового для зрителя персонажа.
Проблемы знакомы цыганам на самом деле
Рада из «Цыганки» — девушка около восемнадцати или девятнадцати лет, которая «отслонилась» от культуры своей цыганской деревни, но ещё не нашла городских цыган, где была бы своей и чувствовала бы себя свободнее, по крайней мере, в выборе профессии. Её любит, но совершенно не понимает отец. Он вместе с покойной матерью устроил её судьбу как нельзя лучше — выбрав одновременно богатого, уважаемого, молодого и красивого мужа.
Проблема в том, что, как говорит сама Рада, она хочет учиться, а не замуж. Она не хочет, чтобы за неё решали, что ей хорошо, не хочет закиснуть в деревне, ей невыносимо, что любая её мечта и надежда будет похоронена, если она выходит за рамки традиционной женской роли. Слова, которые говорит Рада и о Раде, цыганские семьи слышали тысячи раз, и угроза дочери отцу — одна из самых частых. Там, где русская девушка пригрозит руки на себя наложить, цыганочка будет кричать о побеге — побег в никуда та же смерть, та же крайняя мера. Впрочем, и о самоубийствах перед самой свадьбой ходят у цыган истории...
Притом более консервативные персонажи не показаны однозначными злодеями. Они хотят сделать хорошо — в рамках того, как видят мир, где это «хорошо» не меняется веками. Это именно конфликт взглядов, конфликт поколений, а не просто агитка.
Одежда: и да, и нет
Цыганские костюмы в сериалах часто грешат опереточностью: реальные цыгане такие костюмы в жизни не носят. В одном небезызвестном проекте цыгане ходят и живут как в Латинской Америке (да, там действительно одеваются, словно в театре) — но при этом заявлены россиянами. Особенно грешно считается не нарядить красавицу-девушку в ворох воланов. В «Цыганке» смешано несколько цыганских мужских и женских мод: немного от тех цыган и от этих, но, по крайней мере, их костюмы выглядят нормальными для России.
Наряд, в котором появляется Рада – вообще песня. Он тонко подобран: это все те вещи, которые можно было купить в начале девяностых на рынке, но в сочетании с яркой внешностью и заколкой Рады (такие заколки-цветы вслед действительно носили — и с такими причёсками, почерпнутыми из западных клипов и сериалов) он выглядит как раз настолько похоже на театральные цыганские образы, чтобы зацепить зрителя и порадовать его жаждущую традиционной романтики душу.
Очень красиво сделана цыганская свадьба. Цыгане свадьбу играют с размахом и с выдумкой, и во время свадьбы действительно выносят простыню невесты (хотя ещё в советское время некоторые молодожёны стали из принципы отказываться от этого старого обряда — как и кубанские казаки, у которых долго ещё после свадьбы простынь вывешивали на тын, но молодёжь в какой-то момент сумела переломить эту традицию).
Язык: есть проблемы
Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада... То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» – это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» – обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения – в общем, в этом вопросе есть недоработки.
То, что сериал начинается с приезда фольклористов в деревню с названием Русалино, словно предупреждает зрителя, что дальнейшее будет похоже на пространство сказок и песен — и по сюжету так и происходит. В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.
Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).
Наши дни: мексиканский сериал
В происходящем двадцать лет спустя уже меньше сказок и песен и просто нормальная такая неразбериха в духе мексиканских сериалов (и, честно говоря, обычной жизни). Тут нет особого смысла искать этнографическую составляющую: все цыгане в кадре тесно вжились в русское общество (как и в реальности часто бывает) и их цыганство не так бросается в глаза, уйдя в область внутренней, внутрисемейной жизни. Но Рада настолько обаятельный персонаж, что даже если зрителям сериала была поначалу интересна цыганская экзотика — они волей-неволей стали с интересом следить уже лично за ней.