Рисовал на скатерти, любил свою музу: 10 фактов о жизни и творчестве Марка Шагала
Дома Шагала не считали художником
В семье витебского приказчика Хацкеля Шагала и его жены Фейги-Иты было семь детей. Старший, Марк, должен был пойти по стопам отца. Но ни счетоводство, ни торговля мальчика не привлекали. В школе он хорошо учился в основном по двум предметам – рисованию и геометрии. Самые первые его этюды никто из домашних не оценил: по воспоминаниям художника, он развешивал свои рисунки, а затем они куда-то пропадали – то ли использовались как половые коврики, то ли отправлялись на чердак. Но к 19 годам Шагал все же решил, что будет художником, и упросил маму разрешить ему учиться у местного художника Юделя Пэна.
Главным городом в жизни художника был Витебск
Юный Марк часами любовался Витебском – стоя на пороге дома или усевшись у чердачного окна. Он всегда думал о «городе грустном и веселом» — и когда учился в Петербурге, и когда уехал в Париж, и когда Вторая мировая заставила его покинуть Францию и переехать в США. Всю свою жизнь он писал Витебск, его улицы и дома, жителей, их быт, праздники и печальные события. Именно над этим белорусским городом парят влюбленные в «Прогулке», над пестрой линией его домов летит человек с мешком на плече на полотне «Над Витебском». Но когда в 1973 году Шагал приехал в СССР, он отказался от визита в родные места. Художник хотел, чтобы в его памяти Витебск так и остался городом детства и юности.
Шагал писал первые парижские картины на скатерти
В 1911 году художник уехал в Париж. Денег было немного, проще сказать, катастрофически не хватало. Так что писал он не только на холстах, но и на чем придется. Например, картину «Скрипач» он создал на обычной скатерти в клетку. Ее рисунок даже сейчас можно разглядеть на одежде и обуви музыканта.
Создал иллюстрации к «Мёртвым душам»
Знаменитый издатель и арт-дилер Амбруаз Воллар в 1923 году предложил Шагалу заняться иллюстрированием книг. Тот решил создать графический ряд к «Мертвым душам». Получилось 96 гравюр. Причем губернский город NN обрел узнаваемые черты любимого художником Витебска. Один из экземпляров Шагал подарил Третьяковке – «со всей любовью художника к своей родине». А в 1948 году иллюстрации к гоголевскому роману получили гран-при Венецианской биеннале.
Всю жизнь любил свою музу
С Бертой Розенфельд, которая стала его музой и первой женой, Марк Шагал познакомился в Витебске в 1909 году. Это была любовь с первого взгляда. Он называл ее своей душой. Без одобрения Беллы не заканчивал работу. У женщин на его картинах узнаваемые черты: бледное лицо, огромные черные глаза – как у Беллы. Часто художник изображал себя с возлюбленной, парящими над городом – любовь давала им крылья в буквальном смысле.
Из библейского цикла художника вырос музей
Иллюстрировать Библию Шагалу предлагал Амбруаз Воллар еще в 1920-е. Но взялся за эту работу он только после путешествия по Сирии, Египту и Палестине. На протяжении нескольких десятилетий художник создавал черно-белые офорты и картины к Ветхому Завету, цветные литографии, панно к книгам Бытия, Исход, Песни Песен, Пятикнижию. В 1973 году в Ницце открылся музей, где собраны произведения Шагала на библейскую тему. На выставке в галерее «Беляево» представлено шесть работ из этого цикла.
Шагал дружил с Пикассо
Знаменитые художники дружили сорок лет. Они познакомились в 1920-е годы. А после Второй мировой много работали над керамикой. Их мастерские были совсем рядом: Шагал обосновался в Вансе, а Пикассо – в Валлорисе. Они часто навещали друг друга и работали в мастерской «Мадура» великого Пабло.
При жизни получил выставку в Лувре
Дело почти неслыханное: Марк Шагал стал вторым художником в истории знаменитого парижского музея, удостоенным прижизненной выставки. К 90-летию живописца несколько месяцев в залах Лувра показывали его работы.
Не поделил школу с Малевичем
После революции Шагал открыл в Витебске народное художественное училище. Среди приглашенных преподавателей был и автор «Черного квадрата». Меньше чем за год между художниками возникло настоящее противостояние. Для Шагала супрематизм был лишь одним из направлений, которое изучали в училище, сторонники Малевича творчество витебского живописца считали устаревшим. Закончился конфликт тем, что Марк Шагал уехал из Витебска и больше туда уже не возвращался.
Делал витражи и росписи для храмов разных конфессий
Шагал создавал витражи и росписи и для синагог, и для лютеранских и католических храмов. Его работы можно увидеть в синагоге клиники Хадасса, Реймсском соборе, соборе Святого Стефана в Меце. А небольшая церковь Всех Святых в Тудли стала единственным собором в мире, все окна которого украшают работы Марка Шагала. Благодаря естественному освещению витражи меняются в течение дня.