Пели попсу, а любили другое: Сенчина и прочие неожиданные рок-певицы СССР
Даже романс мог стать изгоем
Под раздачу попадали такие консервативные, на современный взгляд, вещи, как джаз и романсы. Например, певице Изабелле Юрьевой пришлось пережить гонения из-за верности романсу. После громоподобного успеха джаз-бэнда Утёсова СССР поворачивал к хлёсткому лозунгу: «Сегодня он играет джаз, а завтра – родину продаст!», или, разрешая исполнять джаз, высмеивал его в популярных фильмах как кривляние и жанр, негодный для вокально-одарённых.
Потому женщина, мечтавшая сделать певческую карьеру в СССР, или отказывалась от шага в сторону от эстрады, классики, фольклора и (когда разрешён был) романса навсегда, или ограничивалась осторожными и редкими экспериментами. И всё же хватает артисток, которых мы помним как исполнительниц эстрадных шлягеров и романсов – и которые примеряли на себя иные жанры.
Лариса Долина: джаз и рок погоды в доме не сделают
Певицу многие ассоциируют с хитами девяностых вроде «Погода в доме» и «Три розы». Любители кино знают, что звучит её голос в фильмах «Чародеи» («Три белых коня»), «Убить дракона» (песня Эльзы), «Обыкновенное чудо» («Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь»). Но уже роль кубинской певицы в картине «Мы из джаза» заставляла задуматься, не поёт ли Долина джаз на постоянной основе. Да и удивительно ли: ведь детство и юность её прошли в Одессе, на родине Утёсова. Кажется, нельзя жить в этом городе так долго и не проникнуться вибрациями джаза. Память об Утёсове в Одессе хранится бережно.
И действительно – вторым постоянным коллективом Долиной считается ВИА «Волна», с которым она исполняла джаз и... джаз-рок. И второе было невозможно исполнять без первого, то есть без чистого джаза. Он делал возможным весь коллектив называть джазовым и осторожно добавлять более тяжёлые композиции в репертуар.
Из «Волны» Долину, обладательницу яркого голоса и несомненного таланта, переманили в другой коллектив, и некоторое время она пела то в одном месте, то в другом.
В 1978 году Долина участвовала как солистка в 11-м Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи – и снова получила приглашение в джаз-банд. Теперь это «Современник», бывший ансамбль покойного к тому времени легендарного джазмена Эдди Рознера. Руководил им на тот момент Анатолий Кролл.
«Современник» отличался всесоюзной известностью, так что Долину вскоре переслушала вживую вся страна. Только в девяностых Долина, уже любимая публикой как джаз-певица, сделала окончательный выбор в пользу обычной эстрадной песни – то, что теперь называют «попсой». Вероятно потому, что денег это давало больше. По крайней мере, причин считать, что «голос устал», нет: такой голос, наверное, вообще никогда не устаёт.
А в 1990 году, на излёте существования СССР, Долина сыграла главную роль в рок-опере «Джордано». Несколько раз потом она была замечена в исполнении композиций в рок-стиле – но всегда было ясно, что это вроде разового эксперимента, демонстрации широты таланта. Родным ей жанр не был и не стал. Когда её называют бабушкой рока, Долина только отмахивается.
Людмила Сенчина: не только полевые цветы
Главную Золушку страны любили за нежный, почти неземный, передающий тончайшие оттенки чувств хрустальный голос. Песни в её исполнении моментально становились хитами, которые поёт вслед за ней вся страна: «Полевые цветы», «Хоть поверьте, хоть проверьте», «По камушкам». Казалось, более органичного образа и жанра для Сенчиной и представить невозможно. Многие её давние поклонники могут оказаться не то, что удивлены – даже, пожалуй, шокированы, узнав, что их кумирша пела и рок тоже. И задолго до распада СССР.
В одном из интервью Сенчина признаётся, что всегда любила рок-музыку. Когда её мужем (вторым по счёту) стал Стас Намин, лидер рок-группы «Цветы», и она стала активно общаться с рок-музыкантами, то ей захотелось и самой попробовать себя в этом жанре. Увы, начать выступать открыто и повсеместно с рок-песнями было равнозначно тому, чтобы поставить крест на уже сложившейся карьере.
Сенчина была осторожна – и тем не менее некоторое время исполняла вместе с мужем, а также с Игорем Тальковым, песни в стиле рок. После развода с Наминым этот период закончился, потому что специально выхода на рок-сцену Людмила Петровна не искала.
В девяностых менять имидж и жанр было уже не с руки, да, возможно, в целом Сенчиной было уже не очень интересно состояться именно в роке. Но уже в двадцать первом веке, в 2013 году, она с большим удовольствием приняла участие в проекте «Универсальный артист». В этом шоу от «Первого канала» певцы пробовали примерять на себя разные музыкальные жанры, зачастую идущие вразрез с их опытом и имиджем.
Сенчина одинаково ярко выступила и с роком, и с рэпом, и с шансоном, и с фолком, однозначно покорив публику и жюри. Особенно удивила членов жюри бьющая через край энергия 63-летней певицы.
Интересно, что Людмила Петровна подумывала участвовать и в проекте «Две звезды» от того же «Первого канала», но ей не удалось найти пару. В этом шоу попарно пели знаменитости российского шоу-бизнеса, но только один из них был профессиональным певцом. В пару ему могли поставить телеведущего или киноактёра. Так вот, пару Сенчиной подобрать не могли. Её голос не сочетался ни с одним «любительским», моментально забивая партнёра. Очень уж необычный, звонкий, даже звенящий...
Валентина Пономарёва: а напоследок я... спою
Цыганского, как и предыдущая певица, происхождения исполнительница прославилась в СССР в более традиционном для цыган жанре – романсе. Исполняла она и народные песни. На радио сыпались заявки – просили поставить хиты Пономарёвой, даже, порой, не зная, что за певица их исполняет. «Дорогое радио, хотелось бы послушать про любовь – волшебную страну»...
Тем не менее, как и Долина, Пономарёва с юности обожала джаз. Тем более, что он хорошо ложился на её мощный, глубокий голос. В 1967 году двадцативосьмилетняя артистка решилась поучаствовать в Международном фестивале джаза в Таллине. Там её заметил и позвал в свой джаз-банд Анатолий Кролл. Одиннадцать лет спустя он точно так же позовёт Долину – в ансамбль «Современник». С джаз-бандом Кролла Пономарёва проработает четыре года, сделав всё же выбор в пользу цыганской песни. Следующим местом её работы станет Трио «Ромэн».
Трио гастролировало по всей стране, выезжало за границу – и Пономарёва то и дело получала замечание за то, что после концертов сбегала послушать куда-нибудь живой джаз. Далеко в будущем она сумеет соединить два жанра, создав новый – возможно, его назовут джаз-романс. А пока она разрывалась между двумя видами любимой музыки...
Наслушавшись, порой, просила микрофон – и тут же, в клубе, роняла, так сказать, репутацию советской певицы, исполняя джаз чуть ли не с большей отдачей, чем за часы до того на сцене во время своего официального выступления. Это сопровождающим лицам не очень нравилось.
Тем не менее, ей полуофициально разрешали участвовать в джаз-фестивалях по всему миру – в Японии, Швейцарии, Британии, Нидерландах. Замечена она была и в сотрудничестве с рокерами родной страны – с группой «Аквариум». И, конечно, как многие яркие личности эпохи, она работала с Сергеем Курёхиным. Как минимум три альбома у неё были записаны сразу «на запад» и на западе – в 1985, 1988 и 1990 году. Все они, даже альбом «Гадалка» (Fortune-teller) – это джаз.
И тем не менее в конечном итоге её выбор был в пользу романса. В отличие от эстрады, где денег вертелось больше, романс как раз начал чахнуть как жанр, и понадобилось много вложений сил для его возрождения. Это были как раз преимущественно силы Пономарёвой. С 2002 по 2006 год она провела цикл концертов «Душа моя романс» в Государственном концертном зале «Россия».
Алла Пугачёва: русский рок это бардовская песня, а Пугачёва – это рок
Примадонна известна своими беспощадными экспериментами с отечественной эстрадой. Например, в девяностых, когда к виду японских айдолов никто не привык – да и слов таких ещё не слышали, Алла Борисовна одевалась и гримировалась именно как звёзды джей-рока. В звучание песен она тоже постоянно добавляет совершенно не попсовые нотки, и чаще всего заметны её игры с элементами рока. Ещё бы: Пугачёва всегда была его поклонницей!
Так, например, группу «Наутилус Помпилиус» в девяностых раскручивала в том числе Примадонна. Её голос можно даже слышать на бэк-вокале в одной из композиции – «Доктор твоего тела». Получали её поддержку и некоторые другие отечественные рок-проекты. А в 2018 году Кинчев (группа «Алиса») назвал в беседе с Дудем Пугачёву лучшей рок-певицей СССР.
Правда, сама Пугачёва о русском роке говорит не очень уважительно: это, мол, чаще всего – бардовская песня с тяжёлой арранжировкой. Притом она отмечает, что на Западе её называли именно рок-певицей. Там ведь мимо ушей слушателя пролетал официально одобренный советскими комиссиями текст и оставался только энергичный, глубокий вокал «Айсберга» и многих других композиций.
Она и выглядела как рок-звезда. Буйные кудри, яркие балахоны, энергичная беготня по сцене (многие певицы боялись себе это позволить – не очень-то приветствовалось такое в СССР!). Даже невозможно представить, что в первом своём музыкальном видео она самым нежным голоском выводит песенку про робота, и выглядит при этом неотличимо от своих сверстниц-модниц на улице: и причёска, и макияж, и платьице... Невозможно было представить, что эта девочка напористо, даже дерзко будет выводить: «А-а-а-арлекино, Арлекино!» и скакать по пустому ночному метро в комбинезоне (ещё одна вещь, не слишком одобряемая для советских женщин).
Но совершенный рок она выдавала в восьмидесятых, взяв в возлюбленные рок-музыканта Владимира Кузьмина. Кстати, и балахоны появились тогда же. Правда, сам Кузьмин позже говорил, что вместе с Пугачёвой вместо рока у него, автора её песен, выходила попса. Но для советской эстрады даже самая мягкая версия рока была чем-то бодрящим, встряхивающим.
София Ротару: рок и рэп
Голосистую уроженку Украину, этническую молдаванку, продвигали в том числе из соображений видимости дружбы народов. Хотя никакими квотами, и, как сейчас сказали бы, политкорректностью не отменить сильного голоса Ротару. Пела она пополам эстрадные песни и народные, притом на трёх языках – русском, украинском и молдавском. Её визитными карточками стали задорные «Червона рута», «Хуторяночка» и распевная «Лаванда». С этими песнями Ротару, в основном, и ассоциируют.
Однако в самом конце восьмидесятых – начале девяностых пела София Михайловна и рок. Например, «Время моё» и «Только этого мало». Одевалась Ротару соответствующе – кожа, клёпки, чёрный цвет. А на голове, конечно, начёс. При этом полностью уйти в рок Ротару не решилась и выдавала на концертах сборную солянку – европоп, советскую эстраду, рок, всё вместе. В результате новую аудиторию она себе так и не привлекла и в конечном итоге вернулась к эстраде, хотя данные ей вполне позволили бы покорить рок-сцену.
Одна из композиций, исполняемых Ротару во вполне советское время, не укладывалась ни в какие жанровые рамки до конца. И только с проникновением в бывший СССР хип-хоп культуры эту песню назвали «первым советским рэпом». Речь идёт о песне «Я, ты, он, она», слова которой певица звонко, ритмично декламировала.