«Он пришёл в калошах»: как главный идеолог СССР решал судьбу Марка Захарова

Художественный руководитель Театра «Ленком» мог в молодости лишиться профессии из-за запрета чиновников.
«Он пришёл в калошах»: как главный идеолог СССР решал судьбу Марка Захарова

Марк Захаров полюбился зрителям по фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «12 стульев», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона» любимы зрителями более 30 лет. С 1973 года режиссёр руководил московским театром «Ленком», а его спектакль «Юнона и Авось» прославился на весь мир. Однако в конце шестидесятых годов карьера Захарова оказалась под угрозой – власти могли лишить его профессии после запрета третьего поставленного спектакля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1967 году Марк Анатольевич выпустил постановку «Доходное место» по пьесе Островского, которую сняли с показа после 40 представлений. Комедию «Банкет» постигла та же участь. В автобиографической книге «Суперпрофессия» Захаров рассказал, как боролся за судьбу третьего спектакля – «Разгром» по роману Александра Фадеева, запрет которого поставил бы крест на его карьере режиссёра. Директор Театра имени Маяковского, где шёл спектакль, до последнего скрывал от Марка Анатольевича проблемы с партийными властями, но конфликт дошёл до уровня высшего руководства.

Захаров узнал от директора Театра имени Маяковского, что власти почти сразу приняли решение запретить «Разгром». Вдова Александра Фадеева, актриса МХАТа Ангелина Степанова, по прямому телефону («вертушке») связалась с главным идеологом КПСС Михаилом Сусловым и поделилась с ним беспокойством по поводу «запрещения Фадеева». Она не стала упоминать имени молодого режиссёра, понимая, что это лишь усугубит ситуацию. Суслов пообещал Степановой разобраться лично и пришёл в театр на следующий спектакль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марк Захаров
Марк Захаров
Legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не подозревая, что решается моя судьба, я был настроен весьма легкомысленно, потому что больше всего меня заинтересовало то обстоятельство, что Михаил Андреевич был в галошах», — вспоминал Захаров. «Галоши в то время нормальные люди уже давно не носили, и на меня напал приступ несвоевременного веселья. Сейчас удивляюсь, как я, дурак, не понимал, что после запрещения третьего подряд спектакля моя режиссерская судьба пошла бы под откос. Почему я тогда не волновался, а начал ужасаться спустя несколько месяцев — ума не приложу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К облегчению режиссёра, Михаил Суслов в финале спектакля встал в ложе, откуда смотрел постановку, и начал аплодировать. На утро в центральной газете «Правда» вышла статья, рассказывавшая о «большом идейно-политическом успехе театра и зрелой режиссуре Марка Захарова». Спектакль «Разгром» шёл на сцене Театра имени Маяковского много лет – до создания «Юноны и Авось» он получил наибольшее количество положительных рецензий по сравнению с другими постановками Захарова.

Режиссёр вспоминал и забавный случай, связанный с зарубежными гастролями, на которых показывался «Разгром». В Румынии диктатор Николае Чаушеску, посетивший представление, возложил руку на плечо Армену Джигарханяну и произнёс с нескрываемым волнением: «Да. Тяжело нам, командирам». Марк Захаров с иронией отмечал: «Когда ставишь спектакль, который потом нравится одновременно Суслову и Чаушеску, испытываешь со временем сложные чувства. Но что делать? "Разгром" был действительно поставлен и сыгран добротно, эмоционально, изобретательно».

Фото: Persona Stars; Legion-media