Мачехи бывают разными: 7 самых разноплановых фильмов о приёмных матерях
«Золушка», 1947 год, СССР
«Золушек» мировой кинематограф создал столько, что только им можно посвятить отдельную подборку фильмов. Но мы остановимся на нашем. Это один из фильмов, сохранивших для потомков игру гениальной Фаины Раневской. Ее мачеха настолько забавна, что практически не вызывает отрицательных эмоций. Известно, что в ходе съемок актриса не раз вносила изменения в сценарий фильма, чем здорово раздражала сценариста Евгения Шварца. Это, кстати, оказалось заразным.
Янина Жеймо, исполнительница роли Золушки рассказывала: «В сценарии Евгения Шварца "Золушка" героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я ее представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять... И тогда я пошла на хитрость. На съемке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Раневская опять обращается ко мне. Я опять молчу.
Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех, и для самой себя тоже, заканчивает фразу: «А то я выброшу твоего отца из дома». То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца. Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную «подсказку» Раневской: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: "...и сгною его под забором".
«Мать и мачеха», 1964 год, СССР
Картина для тех, кто фанатеет по старым советским фильмам с их неповторимым черно-белым обаянием. В мелодраме режиссера Леонида Пчелкина снялись молодые Любовь Соколова (Прасковья) и Нина Ургант (Катерина). Именно их героиням придется «делить» девочку Нюру, которую Катерина родила и оставила в детском доме. Проходит время и материнское сердце начинает болеть. Но пока родная мать занималась собой, ее Нюрочку удочерила односельчанка Прасковья.
Узнав о судьбе дочери, Катя возвращается в родное село спустя много лет. Поздней ночью она появляется в доме, где ее никто не ждет. Естественно, блудную мать встречают не с пирогами. Ей не рады, как Прасковья, которая не хочет отдавать девочку, так и сама Нюра, которая воспитана другой женщиной и держит на мать большую обиду.
«Мачеха», 1973 год, СССР
Культовый фильм 70-х, собравший массу регалий, а заодно – приз зрительских симпатий. Режиссер Олег Бондарев снял свою «Мачеху» по одноименной повести Марии Халфиной. Главная героиня фильма, Шура узнает, что у ее любимого мужа Павла, кроме двух детей, рожденных в их семье, есть еще дочь от первого брака. Положение осложняется тем, что родная мать этой девочки умерла. И у нее больше никого нет, кроме родного отца. Семья принимает решение забрать ребенка. Дальше у новоиспеченной мачехи начинаются очень трудные времена. Ей нужно привыкнуть к чужому ребенку, преодолеть отчуждение девочки и найти нужные слова для родных детей, встретивших приемную дочь в штыки.
В фильме снялась блистательная Татьяна Доронина. Эту работу актрисы называют одной из самых известных ролей в кино. За роль Шуры Татьяна получила приз за лучшую женскую роль на II Международном кинофестивале в Тегеране в 1973 году и была признана «Актрисой года» по опросу журнала «Советский экран». Через год на 12 Международном кинофестивале в Панаме «Мачеха» получила приз за лучший сценарий. Кроме этого фильм вошел в первую двадцатку лидеров проката за всю историю советского кинематографа. Драму посмотрели более 59 миллионов человек.
«Подранки», 1976 год, СССР
Фильм «Подранки» о послевоенном детстве, снятый режиссером Николаем Губенко на киностудии «Мосфильм» в 1976 году, можно было бы в этот список не включать. Если бы не эпизод про неудавшуюся мачеху, в великолепном исполнении Натальи Гундаревой, который буквально, как сейчас бы сказали, стал вирусным.
Перескажем его в двух словах. Главный герой фильма, Алеша попадает в дом к однополчанину своего погибшего отца, они сражались на одном катере. Мужчина говорит: «Мы их разыщем сынок. И мать твою. И родню. А не получится разыскать... Что же, поживешь у нас. Пообвыкнешься... Налей ему еще», — говорит он жене, имея в виду суп, который мальчик только что доел, буквально вылизав тарелку. «Я только капельку, больше не буду», — стесняется Алеша. И женщина, демонстративно, наливает ему ровно капельку из большого половника...
«Мачеха», 1998 год, США
Фильм – тезка нашей «Мачехи», созданный в Америке. Это пронзительная история о человеческих взаимоотношениях, умении прощать и жертвовать чем-то ради настоящей любви. Фильм режиссера Криса Коламбуса начинается, вроде бы, с банальной истории. Адвокат Люк уходит от своей жены Джекки к фотографу популярного журнала – Изабель. Расставшаяся пара старается сохранить дружеские отношения, которые неизбежно обостряются из-за того, что Люк забирает к себе на выходные их детей, дочь Энн и сына Бена. Дети не хотят принимать новую избранницу отца. Изабель пытается найти с ними общий язык. Джекки ревнует... Неожиданно в сюжет вплетается новый поворот, Джекки узнает, что больна смертельной болезнью. Теперь она сама заинтересована в том, чтобы дети и Изабель нашли общий язык...
Фильм стоит посмотреть только ради отличного дуэта двух актрис: Сьюзен Сарандон в роли Джекки и Джулии Робертс в роли «разлучницы» Изабель. Готовьте бумажные салфетки: слез будет много.
«Любовь и прочие обстоятельства», 2009 год, США
В основу мелодрамы «Любовь и прочие обстоятельства» режиссера Дона Руса лег одноименный роман писательницы Эйлет Уолдман. Главная героиня Эмилия, в исполнении Натали Портман, влюбившись в своего женатого шефа, Джека, не представляла, через что ей впоследствии придется пройти. Ее ждут, как большие радости, внезапное замужество, так и не менее неожиданное горе.
Как жить дальше с разбитым сердцем? Эмилия не знает. Помощь придет к героине, откуда она ее не ждет. Благодаря заботе о пасынке, ребенке со сложным характером и удивительным мироощущением, героиня находит в себе новые силы и новые стимулы для жизни. Быть мачехой — не так уж ужасно, как иногда говорят...
«Белоснежка: Месть гномов», 2012 год, США
Белоснежек снято тоже немало, но именно этот комедийный фильм режиссера Тарсема Сингха, индийца по происхождению, можно назвать, наверное, самой веселой версией сказки братьев Гримм. Одна Джулия Робертс в роли нестареющей злой королевы чего стоит. Это все та же Джулия, которая всегда умела посмеяться над собой. Она выглядит, практически, идеально и играет безупречно.
Стиль Тарсема Сингха отличается тем, что никакого стиля он обычно не придерживается. Он может смешивать в одном флаконе все эффектное и удивительное, что он видел в жизни. В фильме много удачных шуток, красивых лиц и сцен, ну и вообще получилось феерично. Нужно же отнестись с юмором к тому, что у некоторых мачех, действительно, такой опции, как доброта, просто не существует.