Как Олег Борисов спас двух дворняжек. И Товстоногов сделал их актерами
Георгий Александрович Товстоногов был знаменитым театральным режиссером, который прославился тем, что его постановки были всегда новыми, необычными. Он каждый спектакль ставил по-своему, и его видение старых пьес завораживало зрителя.
Режиссер стремился к тому, чтобы актеры играли в полную силу, а действо на сцене было максимально достоверным и реалистичным. Однажды ему в голову пришло, что в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» должны быть живые собаки.
«В нашем случае собаки — совесть народа... И укусить могут, как эти птицы. И в щеку лизнут, если человека уважают... Нет, чем больше я об этом думаю, тем гениальней я нахожу эту идею!» — радовался своей находке Товстоногов.
Сначала Георгий Александрович хотел взять несколько псов, потому что завести в театре стаю ему казалось вполне посильной задачей. Но потом он решил ограничиться двумя дворнягами. Но где их взять? Ведь своих питомцев у актеров нет, а если и есть, то они, наверняка, породистые.
«Олег, нам нужны не откормленные, не респектабельные, а чахлые, которые в блокаду могли человека сожрать!» — заявил Товстоногов Борисову и отправил его на «живодерню» — так называли место, где бродячих собак, отловленных в городе, усыпляли.
Когда Борисов приехал туда, его встретил молодой парень. Он сообщил, что организация называется Дормехслужба, и отправился за собакой, которую заранее выбрал для театра — ему уже звонили и сообщили, что едут артисты. Внимание Олега привлек рыжий пес, который вставал на задние лапы и просовывал морду сквозь прутья. У него были удивительно человеческие глаза.
Парень привел овчарку. Она была холеной, чистой, однако совершенно не подходила для задумки режиссера. Борисов еще раз посмотрел на рыжего пса и дал ему колбасу. Но «человечек», как назвал его про себя актер, отказался от угощения. Рядом с ним встал черненький щенок — и его прямой, словно застывший взгляд сделал свое дело. Борисов забрал этих двух дворняг. А овчарку, немного подумав, решил приютить у себя парень, работавший в этой службе. Как выяснилось, она стала у него седьмым питомцем.
Олега Борисова назначили «собачьим опекуном». Товстоногов был непредсказуемым человеком. Один раз он, проходя мимо будки, рассмеялся, увидев на ней надпись: «Никому, кроме Борисова и Хильтовой, собак не кормить». Театр выделил на прокорм животных рубль в день, и Олег каждый день трижды кормил их и выгуливал. Но однажды эта новая жизнь для Ивана и Малыша (так назвали питомцев) чуть не закончилась.
Во время генеральной репетиции все нервничали, у одного из актеров схватило живот, а сам Товстоногов был раздражен. И в этот момент Малыш начал скулить. Тогда режиссер сказал, что собаки театру не нужны. Борисов начал тормошить собачку и кричать, что, ее отправят на «живодерню», но песик все не унимался.
И актер дал ему оплеуху. Малыш замолчал. Товстоногов, который слышал, как Олег успокаивал животное, заявил, что считает монолог актера талантливым. А Борисов после репетиции долго извинялся перед псом.
Свои роли животные сыграли настолько замечательно, что сорвали аплодисменты. И суровый режиссер сменил гнев на милость, разрешив их оставить в театре.
Источник: Олег Борисов, «Без знаков препинания»
Фото: Legion-Media