Как Николай Караченцов читал личное дело попа Гапона и восхитился этим человеком
Николай Караченцов запомнился зрителям по картинам «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Приключения Электроника», «Трест, который лопнул», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», «Петербургские тайны» «Петербургские тайны». Артист снялся в 150 фильмах и сериалах, а также прославился на весь мир благодаря образу графа Резанова в рок-опере театра «Ленком» «Юнона» и «Авось» театра «Ленком». Однако на самого Караченцова произвела впечатление не самая заметная его роль — в картине, которую видели немногие поклонники.
В автобиографической книге «Корабль плывёт» актёр вспоминал проект, в который попал благодаря знакомству с Евгением Мезенцевым. Тот был одним из лучших операторов киностудии «Ленфильм» и познакомился с Караченцовым, когда работал главным оператором на первой картине артиста «Одиножды один». Через несколько лет Евгений стал режиссером-постановщиком и предложил Николаю роль попа Гапона в историко-революционной драме «Товарищ Иннокентий», описывающей события революции 1905 года.
Мезенцев прислал Караченцову сценарий фильма, напомнивший актёру первый том учебника «История КПСС», где описывались события революции 1905 года. Николая потрясло осознание того, что он неверно представлял себе образ «мятежного священника». По школьным и институтским урокам артисту представлялся «толстый, вечно пьяный поп, готовый за трёшку продать народ». Под залог своего партийного билета Евгений раздобыл личное дело Георгия Гапона в одном из секретных архивов и принёс его артисту.
«Передо мной открылась такая история, которую ни в каких учебниках тогда узнать было невозможно. Магические слова для моего поколения: закрытые материалы из спецхрана», — вспоминал Николай, описывая свои впечатления от ознакомления с биографией священника: «Оказывается, Гапон — интеллигентнейший, умнейший, холёный человек, знающий языки, прекрасно понимающий, что делает, вероятно, честолюбивый и тщеславный, к тому же обладающий огромным авторитетом», — сделал вывод Караченцов.
Гапон мечтал воплотить в жизнь учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием и переустроить жизнь в России на нравственной основе. Он проповедовал в рабочих кварталах и занимался благотворительностью, что принесло священнику огромную популярность. «Я увидел фотографии Гапона в петле, потому что "соратники" его повесили. Уничтожили, потому что Гапон через год после 9 января вернулся в Россию и оставлять политику не намеревался», — делился впечатлениями Караченцов. По словам артиста, Георгий Гапон 9 января 1905 года просчитал все варианты развития событий, но не ожидал, что царь всё же отдаст команду стрелять.
Николай отметил, что большевики в то время не были известны и популярны, а за Гапоном народ был готов идти. Актёр предположил, что Георгия уничтожили из опасения, что он снова поведёт за собой массы: «Он обладал невероятным ораторским талантом и даром внушения», — пояснял Караченцов. Гапон выступал на заводе несколько раз подряд, поскольку без микрофона невозможно было собрать более тысячи человек. «Он читал им проповедь, после чего люди, даже неверующие, шли за ним на баррикады». Николай прочёл в архивах записки члена боевой дружины, который слушал выступления Гапона. У священника срывался голос – каждый час он говорил перед новой тысячей рабочих.
Дружинник признавался, что каждый раз при окончании проповеди рыдал, хотя уже и знал её наизусть – такова была сила воздействия этого человека. Караченцов постарался вжиться в мятежный образ и воплотить на экране идейного фанатика. Актёр уверен, что успешно реализовал задуманное: именно поэтому редакторы и руководители Госкино дали Евгению Мезенцеву команду вырезать из картины три четверти роли Гапона, а сам фильм показали лишь в окраинных кинотеатрах небольшим числом копий. Советское начальство не могло допустить малейшего противоречия с образом Гапона-провокатора из школьных и институтских учебников.
Фото: Persona Stars; Legion-media; Wikipedia