Как Иосиф Бродский сыграл в кино секретаря Одесского горкома партии

Знаменитый поэт и лауреат Нобелевской премии идеально подошёл на роль, но режиссёров заставили потом переснять материал и снять фамилию Бродского из титров.
Как Иосиф Бродский сыграл в кино секретаря Одесского горкома партии
Legion-media

Иосиф Бродский навсегда вписал своё имя в список лучших поэтов XX века и был в 1987 году награждён Нобелевской премией по литературе. После судов, преследований и ссылки он вернулся в 1965 году в Ленинград, но уже в мае 1972 года власти СССР выдвинули ему ультиматум, потребовав немедленно покинуть страну либо пережить «горячие денёчки» — тюрьму либо психиатрическую больницу. 4 июня 1972 года Бродский навсегда покинул родину – с развалом СССР и реабилитацией поэта приглашали в Россию, но он так и не попал туда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мало кто из поклонников знает, что Иосиф Бродский за год до эмиграции снимался в героическом фильме об обороне Одессы в 1941 году. Картина Григория Поженяна «Поезд в далёкий август» посвящена защитникам города — командирам, солдатам, матросам, которые сражались с 300-тысячной армией фашистов. Исследователь биографии и творчества поэта Леонид Санкин приводит рассказ Александра Левита, который услышал о съёмках Бродского от своего отца – фронтового друга сценариста Григория Поженяна. «Образ разведчика создавал на экране Армен Джигарханян. А секретаря горкома партии Наума Гуревича должен был играть Бродский».

По воспоминаниям коллег, режиссёр сначала был недоволен игрой актёров, за одним приятным исключением: «Запоминается один странный человек, который играет Гуревича, дергающийся немного. Но это живой человек», — вспоминал он. Тогдашний директор Одесской киностудии Геннадий Збандут отмечал, что съёмки нужно было провести в сжатые сроки, а многие ветераны рвались поделиться воспоминаниями, настаивая, что их нужно включить в сюжет. Подбирая типажи, ассистент режиссёра Леонид Мак обнаружил, что Иосиф Бродский очень похож на секретаря Одесского горкома партии Наума Гуревича, организовавшего оборону города.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
По лёгкой одежде поэта, который пришёл среди зимы в плаще и туфлях, режиссёр понял, что у него туго с деньгами.

Стихи Бродского запрещали печатать, и оплата роли выручила бы его, но он сначала попросил сценарий и согласился, лишь ознакомившись с ним. Поэт приехал в Одессу, и режиссёры решили скрывать этот факт – фамилия была достаточно распространенной. Иосифа представляли как студента-актёра. Когда был отснят весь материал, режиссёра вызвали в Киев в Госкино УССР и потребовали переснять все кадры, где присутствует Иосиф Бродский. «Нам указали на "несоответствие между важными политическими задачами фильма и неблагонадежностью неизвестного поэта...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Тартышников
Александр Тартышников
Kino-teatr.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вадим Лысенко убеждал чиновников, что все декорации уже уничтожены, но не помогли ни уверения, ни визит Лысенко в ЦК партии. Указание ушло директору Одесской киностудии Геннадию Збандуту, и тот обязал режиссёров переснять необходимые кадры. Лысенко понимал, что это просто невозможно, и нашли выход. «Решили переснять исключительно крупные планы. Отыскали одесского актера Александра Тартышникова, который был похож на Бродского. Отсняли крупным планом, а вот на средних и мелких планах так и остался Иосиф Бродский», — вспоминали постановщики.

Об этой уловке тогда знал только сценарист и фронтовик Григорий Поженян – ни директору картины, ни композитору не признались. Сам Поженян устно дал жёсткую оценку случившемуся – процветающий антисемитизм. Первый секретарь горкома в те годы не мог быть евреем, поэтому в сюжете о секретаре горкома Науме Гуревиче чиновники решили избежать «двойного еврейства»: Гуревич – Бродский. Тот, кто «настучал», рассчитывал именно на такую реакцию. В 1972 году фильм вышел в прокат – фамилии Иосифа Бродского в титрах не было, а сам поэт в июне навсегда покинул СССР и вряд ли успел увидеть премьеру.

Фото: Legion-media; соцсети