Как Эльдар Рязанов оскорблял Ларису Голубкину и довёл её до травматологии
Лариса Голубкина с 1965 года состоит в труппе Театра Советской армии. Приглашением в коллектив актриса обязана своей первой работе в кино. Актриса дебютировала на экране в картине Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятой к 150-й годовщине Бородинской битвы. Режиссёр долго искал исполнительницу главной роли. Актриса должна была быть изящной и женственной, чтобы влюбленность в неё Ржевского была убедительной. С другой стороны, в гусарском костюме артистке нужно было выглядеть как юноша, не вызывая у зрителя сомнений в этом.
Несколько кандидаток не прошли отбор именно из-за заметной под мундиром груди – невозможно было принять их за юношу. «Актрисе предстояло скакать на лошади, рубить саблей, стрелять и в то же время грациозно исполнять старинные танцы, петь романсы и, когда надо, чисто по-дамски, изящно падать в обморок», — вспоминал Рязанов. Режиссёр понимал, что ему нужна талантливая артистка, но при этом героине картины всего 17 лет. Лариса Голубкина стала для Рязанова идеальной кандидатурой, и Эльдар Александрович назначил её на роль.
При всём природном даровании Ларисы сказывалось отсутствие опыта –Голубкина не всегда могла «по заказу» сыграть нужные режиссёру эмоции. Эльдар Рязанов признавался, что иногда был вынужден использовать рискованные методы: «Мне приходилось прибегать к разным приемам и ухищрениям, которые вряд ли можно считать педагогическими. Порой, чтобы вызвать в ней злость, ярость, я совершенно хладнокровно оскорблял ее, осыпая самыми унизительными словечками. При этом я не чувствовал по отношению к ней ничего дурного. Я это делал нарочно, чтобы вызвать в ее душе определенный взрыв и направить его тут же в русло роли».
Много лет спустя режиссёр с благодарностью отмечал, что характер Ларисы Голубкиной оказался не обидчивым. Молодая артистка прекрасно осознавала, что Эльдар Рязанов относится к ней тепло и все его обидные слова – лишь работа над убедительностью роли. Однажды и артистке, и режиссёру пришлось рискнуть здоровьем. На съёмках сцены драки Голубкина должна была в мундире испанца спрыгнуть с антресолей с со шпагой в руке и начать фехтовальный бой. В сцене прыжка Рязанов командовал «Начали!», но артистка подбегала к краю и замирала от страха. После двух неудачных дублей режиссёр рассердился и закричал Голубкиной: «Посмотри, сейчас я оттуда запросто соскочу!»
Эльдар Рязанов в запале поднялся на второй этаж декораций и подбежал к краю антресоли. Лишь там он понял испуг Голубкиной: сверху высота была вовсе не такой пустяковой, как снизу. Режиссёр понял, что ему придётся преодолеть около четырёх метров –Рязанов весил 113 килограммов и понимал, что он легко может сломать ногу. «Если я струхну, кадр не снимем... Выхода нет... Будь что будет!» — решил режиссёр и шагнул вниз, закрыв глаза. К счастью, прыжок завершился благополучно, и Рязанов снисходительно проворчал Голубкиной: «Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно».
После такого примера молодая актриса прыгала с антресолей без задержки. На третьем дубле Лариса подвернула лодыжку – на носилках её доставили в медпункт. Однако режиссёр был доволен: нужный эпизод уже «в кармане». К счастью, травма Голубкиной оказалась лёгкой, и через два дня артистка вернулась к работе, вспоминал Эльдар Рязанов в автобиографической книге «Неподведённые итоги». После выхода «Гусарской баллады» на экраны страны Центральный театр Советской Армии пригласил Ларису в труппу, где возобновил спектакль «Давным-давно» — и снова актриса играла роль Шурочки Азаровой, но уже на сцене.
Фото: Persona Stars; Legion-media