10 самых запоминающихся фильмов, когда-либо получивших «Оскар»
«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год
Премьера драмы «Пролетая над гнездом кукушки» режиссера Милоша Формана, снятой по одноименному роману Кена Кизи, состоялась на кинофестивале в Чикаго. До сих пор фанаты ленты спорят с поклонниками творчества Кена Кизи, на тему, что лучше: фильм или книга? Возможно именно этот сильный тандем, а также игра Джека Николсона, Луизы Флетчер, Уилла Сэмпсона и других актеров, позволили картине стать вторым фильмом в истории мирового кинематографа, завоевавшим «Оскар» в пяти самых престижных номинациях. Он собрал статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшего актера и лучшую актрису. Ранее такой триумф удался лишь ленте «Это случилось однажды ночью», снятом в 1934 году.
Кто бы мог подумать, но Кирк Дуглас, владелец прав на кинопостановку романа Кена Кизи, долго не мог получить поддержку кинокомпаний. Тема прав и свобод психиатрических больных считалась если не провальной, то, точно бесперспективной. Кирк уже хотел продать права на экранизацию, когда его сын Майкл попросил отдать ему эти права. Он нашел представителя независимой продюсерской компании, заинтересовавшегося проектом. Чтобы придать достоверность обстановке, в которой разворачивались события «кукушки», драму практически полностью снимали в реальном отделении для душевнобольных больницы штата «Орегон». Фильм собрал свыше 100 млн долларов в прокате в США. Критики признали картину «Пролетая над гнездом кукушки» одним из важнейших событий «новой волны американского кинематографа 70-х годов.
«Человек дождя», 1988 год
У героя этой потрясающей истории есть реальный прототип: американец Ким Пик. Сразу после рождения Киму ставили диагноз «аутизм», позже изменив его на «синдром саванта». Он с детства показывал феноменальные умственные способности: в 16 месяцев читал, в 7 лет знал Библию наизусть, в 14 лет освоил школьную программу. Но при этом сертификат о школьном образовании ему выдали лишь в 34 года. 1984 году Пик принял участие в Национальной конференции Ассоциации людей с психическими расстройствами, где его увидел писатель Бэрри Морроу. Способности Кима потрясли Бэрри. Прошло не больше месяца, и он создал сценарий легендарного фильма.
В 1988 году фильм «Человек дождя» режиссера Барри Левинсона получил премию «Оскар» в четырех номинациях. Своего «Оскара» Бэрри Морроу подарил Киму Пику. Прототип Реймонда гордился этим фактом и часто носил статуэтку с собой.
«Привидение», 1990 год
Лирический, мистический, получивший бессрочный кредит зрительских симпатий фильм режиссера Джери Цукера «Привидение» вышел на экраны в 1990 году. Зрители были растроганы очевидной химией дуэта Патрика Суэйзи и Деми Мур, сыгравших главных героев, Сэма и Молли.
Однако «Оскар» фильм получил не за это. Из пяти номинаций на премию картина «Привидение» получила «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и лучшую женскую роль второго плана, которую блистательно сыграла Вупи Голдберг. «Привидение» стал самым кассовым фильмом 1990 года, собрав 217 млн долларов в Америке и 290 млн – в других странах.
«Молчание ягнят», 1991 год
Фильм, снятый по одноименному роману американского писателя Томаса Харриса, принес писателю оглушительную славу. Как раз такую, которой замкнутый, стеснительный Харрис не хотел. Режиссер Джонатан Демми до создания «Молчания ягнят» также не был широко известен.
Джуди Фостер практически не нужно было играть страх, который она испытывала на съемочной площадке перед Энтони Хопкинсом, вошедшим в образ Ганнибала Лектера. Ведь актер, специально для роли, вживался в образ психически больного человека, имитируя взгляд рептилии, которая не моргает... В общем фильм превзошел все ожидания, превратившись в одну из самых популярных и цитируемых картин 20 века.
По сюжету, пациент психиатрической клиники, Ганнибал Лектер, помогает ФБР в расследовании серии убийств, совершенных маньяком, который имел привычку сдирать кожу с убитых им женщин. Фильм оказался настолько самобытным, что его так и не смогли отнести к определенному жанру: он получился на стыке психологического триллера, драма и фильмов ужасов. Это третий и пока последний в истории кинематографа фильм собравший «большую пятерку "Оскаров".
«Список Шиндлера», 1993 год
Киноистория, повествующая о том, как немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер спас от гибели тысячи польских евреев во время Холокоста – настоящее испытание для эмоционального зрителя. Но фильм нужно посмотреть, как минимум для того, чтобы помнить, к чему приводит национализм и фанатизм. А также о том, что на этой планете всегда были и будут люди, которым не все равно, что происходит рядом с ними...
Создание фильма инициировал Полдек Пфефферберг, один из спасенных Шиндлером евреев. Желание рассказать миру о своем спасителе стало для Полдека идеей фикс.
В 1982 году, после совместной работы с Пфеффербергом, писатель и сценарист Томас Кенилли выпустил роман «Ковчег Шиндлера». Рецензия книги попала к режиссеру Стивену Спилбергу, который заинтересовался сюжетом, после чего студия «Universal» приобрела права на экранизацию романа. Но съемки картины начались лишь через 10 лет. Девизом фильма была выбрана цитата из «Талмуда»: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
«Форрест Гамп», 1994 год
Драму снял режиссер Роберт Земекис, который был к тому времени всемирно известен по культовой трилогии «Назад в будущее», фильмам «Роман с камнем» и «Смерть ей к лицу». Сравнивать эти проекты по успешности в прокате не стоит, они все стали кассовыми. Однако именно фильм «Форрест Гамп» полюбили так, что буквально растащили на цитаты.
Имя главного героя: Форрест Гамп, созвучное с английским «forest gump» — «лесной болван», недвусмысленно намекает на его умственные способности. Однако герой, IQ которого составляет 75, умудряется совершать поистине мудрые поступки. Мир, показанный глазами Форреста – добрый, светлый, человечный. Многие поклонники фильма утверждают, что их мир разделился на «до и после» «Форреста Гампа».
Фильм взял 38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскара». Его причислили к классике голливудского кино в одном ряду с «Человеком дождя».
«Титаник», 1997 год
Кто не плакал над героями фильма-катастрофы «Титаник», тот вообще не умеет это делать. История трагической гибели пассажиров самого знаменитого лайнера всех времен была экранизирована режиссером Джеймсом Кэмероном в 1997 году. На фоне трагедии разворачивалась захватывающая тема любви главных героев в исполнении Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. А когда главному герою не хватило места на той самой двери, которая спасла героиню, поклонники фильма долго «гуглили» вопрос: «Почему Роуз не подвинулась, чтобы спасти Джека»?
«Титаник» поставил мировой рекорд, став самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, собрав в прокате свыше 1,8 миллиардов долларов. Фильм держал эту планку на протяжении 12 лет, пока его достижение не было побито фильмом того же режиссера – «Аватар». В 1998 году «Титаник» получил «Оскар» в 14 номинациях и стал одним из рекордсменов по числу полученных наград.
«Властелин колец: Возвращение короля», 2003 год
Еще один фильм, который делит своих поклонников на «Толкиенистов», считающих, что книга лучше фильма и сторонников экранной версии. Нужно отметить, что для создания фильма сценаристам пришлось изрядно потрудиться, сокращая великолепный образец английской литературы до размеров сценария, который бы поместился в заданное экранное время.
Битва добра и зла, хоббиты, эльфы, орки, короли и королевы – все для любителей фэнтези, в фильме с потрясающими актерами и спецэффектами. Фильм стал еще одним рекордсменом по числу полученных «Оскаров» (11 статуэток) и вторым в истории фильмом после «Титаника», собравшем в прокате более 1,1 миллиарда долларов. В 2017 году фильм выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов США.
«Матрица», 1999 год
Легендарный фильм, снятый сестрами Вачовски в 1999 году, буквально взорвал зрителю мозг. В идее картины главное, даже не заговор машин, устроенный против человечества, а тот факт, что все люди давно и безнадежно спят, являясь своего рода батарейками для своих поработителей.
Картина вызвала значительный резонанс у философов, психологов, обсуждению множества смыслов, заложенных в «Матрице», посвящены многочисленные статьи.
Сейчас фильм стал культовым, но в середине девяностых Лане и Лилли Вачовски пришлось долго доказывать продюсерам и студиям, что они способны снять блокбастер, который покорит мир. По подсчетам режиссеров на производство фильма требовалось более 80 млн долларов, это была грандиозная сумма для того времени. Чтобы уменьшить бюджет, Вачовски предложили перенести съемки из США в Австралию, там аренда площадей была намного дешевле, сократив сумму до 60 млн долларов. Но начинающим авторам выделили всего 10 млн. Все эти деньги ушли на создание первых восьми минут фильма. Полученный результат настолько поразил студию, что продюсеры тут же выдали необходимые для проекта средства.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, почему Киану Ривз стал после него одним из самых популярных актеров планеты. За первый фильм трилогии «Матрица» получила 4 статуэтки «Оскара».
«Начало», 2010 год
Если вы хоть раз в своей жизни видели потрясающе яркие, фантастические сны – этот фильм для вас. Он докажет вам, что во сне можно не только отдыхать. Работа над картиной, рассказывающей об осознанных сновидениях и ловцах снов, заняла у режиссера Кристофера Нолана почти 10 лет. Впервые он представил компании «Warner Bros.» фильм в начале 2000-х, в виде идеи, готового сценария у режиссера тогда не было. Режиссер планировал завершить работу над сценарием за несколько месяцев, однако времени на это понадобилось намного больше.
Нолан изначально понимал, что экранизация такого сюжета, с такими сложными съемками, спецэффектами, актерским составом, монтажом не может быть малобюджетной. Поэтому рискнул взяться за этот проект лишь после завершения работы над своим успешным фильмом «Темный рыцарь». На роль Кобба он изначально видел Леонардо Ди Каприо. И время, прошедшее от рождения идеи до съемок фильма только сыграло в пользу проекта. Лео относится к тем актерам, которым очень идет немного заматереть и даже постареть.
Когда в 2015 году Кристофер Нолан выступал перед студентами Принстонского университета, он сказал ключевую фразу, которая учит понимать его фильмы: «Обычно на таких встречах выпускникам советуют: преследуйте свою мечту, не переставайте грезить. Я не стану вам так говорить, потому что не верю в это. Следуйте за своей реальностью. Мы привыкли считать ее бедной родственницей наших фантазий. Но для меня сны и грезы - это подмножества настоящего мира, который гораздо богаче».