10 лучших ролей Тильды Суинтон: от ангела до пожилого мужчины
Женщина («Человеческий голос»)
В фильме, снятом Педро Альмодоваром во время пандемии коронавируса по одноименной пьесе Жана Кокто, у Тильды главная роль. Главная и единственная, ведь картина – это монопьеса, в ней играет одна актриса. Женщина замерла в надежде на возвращение бывшего возлюбленного, так и не забравшего свои чемоданы. Одиночество она делит с голосом в телефонной трубке и преданным псом, не понимающим, оставил ли его хозяин. Женщина и собака – два живых существа, застрявших в неопределенности мучительного ожидания.
Это произведение не раз было экранизировано (а есть еще и опера, поставленная по этой пьесе). В разные годы главную героиню сыграли Софи Лорен и Симоне Синьоре, Ингрид Бергман и Лив Ульман. Однако, как свидетельствуют счастливчики, посмотревшие картину на недавнем Венецианском кинофестивале, Тильда Суинтон выигрышно смотрится и на фоне знаменитых предшественниц.
2. Йозеф Клемперер («Суспирия»)
Тильда Суинтон перевоплотилась сразу в трех персонажей в одном фильме. В этом ремейке культового хоррора Дарио Ардженто актриса исполнила роль главы танцевальной школы мадам Блан, психиатра Йозефа Кемперера и еще одну короткую, но секретную роль.
По сюжету фильма молодая американка Сьюзи (Дакота Джонсон) в 1977 году поступает в престижную балетную школу в Берлине. Вскоре ее начинают одолевать подозрения относительно истинной деятельности заведения, ведь недавно при загадочных обстоятельствах исчезла одна из танцовщиц школы. Психиатр Йозеф последний, кто видел пропавшую девушку. Йозеф предстает перед зрителем в виде добропорядочного гражданина, который страдает от того, что его жена пропала без вести во время боёв. Добродушный старик хочет помочь девушкам из балетной школы, ведь он знает, что за темные дела там происходят.
Для этой роли на Тильду наложили внушительное количество грима, до неузнаваемости изменив ее лицо и тело. А для титров придумали несуществующего 82-летнего актера Лутца Эберсдорфа, чтобы не раскрыть этот сюрприз.
3. Министр Мейсон («Сквозь снег»)
В мире ледяного постапокалипсиса движется поезд, который вместил в себя остатки человечества. Классовое разделение, голод и конфликты на этой почве просто разрывают людей. Среди них и находится персонаж Тильды, пребывающий в привилегированном положении. Эта странноватая женщина, обладающая ярким стилем и диктаторскими замашками, не терпит неподчинения. Она презирает бедных и любит принимать участие в публичных наказаниях, ведь ее главная обязанность – следить за порядком в вагонах.
Образ актрисы разительно выделяется на фоне всех персонажей фильма оскароносного режиссера Пон Джун-хо («Паразиты»). И это подчеркивает грим Тильды: ей сделали накладки на зубы, фальшивый нос и подбородок, которые в сочетании с короткой старомодной стрижкой и большими очками производят сильное впечатление.
4. Габриэль («Константин: Повелитель тьмы»)
Экранизация комикса с Киану Ривзом, где титульный герой-грешник сражается с силами зла, которые приникают в мир с целью принести человечеству лишь боль и страдания. Одну из его знакомых – ангела-полукровку Габриэль – сыграла Тильда, идеально вписавшись в образ андрогинного существа.
Высокомерие и хладнокровие сплелись воедино в этом противоречивом персонаже, который появляется всего в нескольких сценах, но оказывает серьезное влияние на сюжет. Ее диалоги с Киану Ривзом восхитительны, а мотивация не вызывает вопросов. Тот редкий случай, когда персонаж настолько хорош, что жалеешь, что его было так мало.
5. Старейшина («Доктор Стрэндж»)
Еще один заход Тильды на территорию кинокомиксов. В этот раз ей досталась роль древнего тибетского монаха и опытного учителя, который должен наставить на путь истинный главного героя в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Побритая налысо Тильда источает мудрость и невероятное спокойствие, при этом ее таинственность манит. Именно ей уготована задача сделать главного героя тем, кем ему предначертано стать. Старейшина обладает невероятной магической силой, благодаря которой открывает для Стрэнджа целый новый мир, кардинально меняя его взгляды и отношение к жизни.
По канону комикса Старейшина – это мужчина азиатской наружности и в почтенном возрасте, но для фильма решили сделать радикальные изменения, взяв на роль Тильду, но сделав ее образ таким, что пол фактически не читается. Это вызвало гнев фанатов, но после выхода фильма все поняли, что создатели не прогадали. Ведь Тильда отлично справилась со своей работой, заставив забыть про каноничный образ.
6. Карен Краудер («Майкл Клейтон»)
В триллере с Джорджем Клуни Тильда сыграла роль второго плана. Но ее работа была настолько сильной, что актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
По сюжету элитный юрист Майкл Клейтон узнает, что его друг обладает неопровержимыми доказательствами преступных действий химического концерна, который защищает его компания. Это приводит к цепи драматических событий, которые меняют восприятие мира Майклом. Противостоит ему главный юрист концерна Карен Краудер в исполнении Тильды. Самый настоящий корпоративный монстр, который пойдет на все, чтобы решить любую проблему. Карен – циничная, прагматичная, но иногда позволяющая нервному состоянию захватить себя. В такие моменты она обычно одна, ведь мир не должен видеть ее слабостей. Бизнес-леди в строгих костюмах и с холодным взглядом не должна вызывать сомнений ни у клиентов, ни у оппонентов.
7. Ева («Что-то не так с Кевином»)
«Что-то не так с Кевином» – невероятно тяжелая драма о попытках матери осознать, что же за фатальные ошибки она совершила в воспитании сына, который оказался в тюрьме за массовое убийство.
Тильда исполнила роль женщины по имени Ева, которая пыталась быть хорошей матерью, но у нее это плохо получалось, когда она сталкивалась с неадекватным поведением своего сына. Кевин с самого рождения был трудным ребенком, испытывал на прочность мать, которая не всегда могла сохранять самообладание. Чем старше он становился, тем больше у них возникало конфликтов. Словно Кевин на подсознательном уровне чувствовал себя нежеланным.
История о взрослении Кевина подается флешбэками, а в настоящем времени мы наблюдаем за Евой, чья писательская карьера переживает не лучшие времена. Социальная же жизнь героини осложнена тем, что родственники погибших и окружение относятся к ней негативно из-за произошедших событий. Вся ненависть мира обрушивается на нее. Но поиски ответа на главный вопрос не делают жизнь лучше, а только усугубляют боль.
8. Сэл («Пляж»)
Этот фильм Дэнни Бойл снял по книге одного из лучших современных режиссеров фантастических фильмов Алекса Гарленда («Из машины» и «Аннигиляция»). В нем герой Леонардо ДиКаприо вместе с друзьями находит райский остров в Таиланде, расположение которого скрывается не только от туристов, но и от граждан. На его пляже проживает коммуна, которой управляет Сэл – героиня Тильды Суинтон.
У нее получился очень противоречивый персонаж. Сэл ведет себя слишком деспотично, стараясь придерживаться правил. Иногда это оправданно, но в некоторых ситуациях ее решения выглядят откровенно эгоистичными. Нет ощущения, что она действительно беспокоится о людях. Словно ей нужен лишь авторитет, дающий ощущение собственной важности. Она изменяет, лжет, даже готова пойти на убийство, чтобы не потерять то, что имеет. Быть на стороне такого персонажа довольно трудно, но Тильда смогла сыграть ее так, что затмила остальных героев.
9. Белая колдунья («Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»)
В экранизации произведения Клайва Льюиса Тильда предстает в образе главного антагониста – Белой ведьмы Джадис. По сюжету, эта яркая злодейка всеми силами пытается помешать случайно забредшим в чудесную страну детям, которые могут исполнить пророчество и победить преисполненную злобы правительницу. Чтобы не потерять свой статус, Джадис натравливает свое войско на героев, обращает в камень тех, кто пытается им помочь. Если вдруг она не может силой одолеть врагов, то в дело идут хитрости.
Столь простой в своей мотивации персонаж прекрасно подошел Тильде, которая великолепно выглядела в необычных одеяниях и сказочных декорациях. Пронизывающий до костей взгляд, пугающее хладнокровие и игра Тильды делает эту злодейку одной из самых ярких в экранизациях сказочных историй. А самое забавное, что книгу актриса прочитала лишь после окончания съемок.
10. Орландо («Орландо»)
В экранизации романа Вирджинии Вулф Тильда сыграла персонажа по имени Орландо, который одну часть жизни был мужчиной, а другую женщиной. Сама же история охватывает несколько веков, начиная со встречи героя с королевой Елизаветой I. Несколько веков Орландо познавал мир в качестве мужчины, но однажды проснулся женщиной. После этого главная героиня идет по новому пути, продолжая открывать для себя различные сферы жизни.
Для Тильды не составило труда даже на относительно раннем этапе своей карьеры сыграть мужчину и женщину в одном фильме. Ее мужская версия старается найти себя в этом большом мире, разочаровываясь в любви, познавая искусство, делая первые шаги в политике. А женской приходится столкнуться с грубым отношением мужчин и материнством.
Возможность безостановочного личностного прогресса и познания мира делает этого персонажа одним из самых запоминающихся в фильмографии Тильды.