Дарья Повереннова: «Я спокойно отношусь к приметам и суевериям. Скорее, подмечаю внутренние закономерности»
— Дарья, 17 мая у вас премьера — спектакль Романа Шаляпина «Не могу приехать. Цветет миндаль» к 90-летию поэта Андрея Вознесенского. Эта постановка родилась из работы над выставкой «Вознесенский. ЕЩЕ» и из ваших благотворительных чтений с «Бюро Добрых Дел». А из чего ещё рождаются спектакли? Были ли другие столь необычные примеры на вашей памяти?
— Не могу припомнить ничего подобного, если честно. Это удивительная и очень вдохновляющая история, которая показывает, из каких тончайших взаимосвязей возникает творчество. Я знаю, что для написания сценария ребята провели довольно кропотливую работу — в том числе с мало известными архивными документами, чтобы собрать эту постановку. И очень приятно, что моя роль в зарождении спектакля тоже была не последняя: Аня Чупракова, основатель «Бюро Добрых Дел» и генеральный продюсер спектакля, рассказала, что ее зацепило именно мое прочтение Вознесенского во время нашего общего проекта в пандемию. Я даже не подозревала, что сама оказалась кем-то вроде музы.
— А почему вы выбрали именно Вознесенского для благотворительных чтений?
— У нас с ним давняя связь. Я ведь и в театральный с ним поступала. Читала любимое «Бьет женщина». Очень мощное произведение. Я не так уж часто возвращалась к его поэзии, но какая-то незримая спираль все же была. Вот и для «Бюро Добрых Дел» я тоже решила взять «Бьет Женщину» и еще два произведения, чтобы составить весьма личную и вдумчивую трилогию на важную социальную тему.
— Что самое цепляющее для вас в этой постановке?
— У меня в спектакле небольшая занятость, несмотря на то, что мне отведена роль жены поэта — Зои Богуславской, чьими стараниями Вознесенский все же не «прогулял» из-за цветущего миндаля важнейшее событие в жизни любого молодого поэта. И все же я даже при небольшой занятости вижу, насколько это интересная постановка. Мало кто знает, например, что Вознесенский по образованию — архитектор. И наша команда построила спектакль на ассоциативном переплетении архитектурных форм со стихами, песнями и реальными историями из жизни поэта.
— Поделитесь какими-то театральными лайфхаками: как держать себя в форме, как не терять мотивации, как готовиться к спектаклю?
— С формой все просто: я занимаюсь спортом каждый день, придерживаюсь умеренности в еде. У меня нет никаких строжайших ограничений, но я предпочитаю есть не три, а два раза в день, сводя к минимуму любые перекусы. Подготовка к роли — это, прежде всего, работа с текстом и настроем. Просто вызубрить текст — задача почти невозможная. Всегда надо положить слова на какую-то аналогию, на осознанность. Ассоциативные техники помогают лучше всего. Знаю, что кто-то запоминает материал даже при помощи математических формул. Я сама, когда учу стихи, могу составлять подобие слова (хотя часто выходит «абракадабра») из первых букв четверостиший. И тогда при чтении у меня из памяти вместе с первой буквой всплывает и все четверостишие целиком. Конечно, всегда легче учить текст «на ногах» — то есть в диалоге с партнером, но, если такой возможности нет, надо разбить материал на значимые блоки, в каждом найти смысловой центр, а затем, следуя логике мышления и повествования, «нанизывать» на основной стержень остальные фразы.
— А как вы относитесь к театральным суевериям, каким-то ритуалам, приметам? Во что вы верите?
— Я очень спокойно отношусь к приметам и суевериям. Скорее, подмечаю какие-то внутренние закономерности. Опыт показывает, например, что у большинства трупп второй спектакль обычно проходит хуже премьеры. И не сказать, что я как-то внутренне этого жду или боюсь, просто постфактум отмечаю: опять оно. Но потом все выравнивается. Так что никаких особых бедствий я в этом не вижу.
— Есть ли место случаю в актерской работе и формировании образа? Бывало ли, что какие-то встречи вдруг подсказывали черту героя?
— Случай — наверное, не совсем нужное слово. Скорее, привычка к наблюдению. Наблюдательность, насмотренность — вообще один из важнейших навыков хорошего актера. В работе над ролью может пригодиться все: иногда ты достаешь из памяти какие-то фильмы или спектакли, как будто «подсматриваешь» в прошлом, как работали над образом другие артистки, и понимаешь: а вот это может мне сейчас очень пригодиться. Иногда действительно прямо на улице, глядя на людей в толпе, вдруг подлавливаешь какой-то элемент костюма, или взгляд, или повадку. Такое заимствование постоянно присутствует.
— Хотелось бы ещё поговорить о том, из чего рождается актерский запал? Как удается слиться с образом и постановкой? Как быть энергетически полной и эмоционально вовлекающий, как быть убедительной?
— Для актера очень важны фантазия, которая рождается все из той же насмотренности. А не только начитанности: помимо литературного опыта, мне кажется, очень важен и художественный: ходить в музей, наслаждаться произведениями визуального искусства. И, конечно, эмоциональная память. Мы же на сцене переживаем не по-настоящему. Точнее, так: мы тратим свои нервы и эмоции, это верно, но само событие не случается в реальной жизни. Это отголосок того, как бы мы переживали, если бы это случилось по-настоящему. И для достоверности в глазах зрителя, для проникновения точно в сердце актер, конечно же, должен верить в происходящее. Такая здоровая наивность для артиста жизненно необходима, чтобы можно было быстро и убедительно включаться в игру.
О спектакле
Главные роли в благотворительном спектакле «Не могу приехать. Цветет миндаль», посвященной 90-летию Андрея Вознесенского, исполнят: Павел Артемьев, Дарья Повереннова, Роза Хайруллина, Наталья Ноздрина и другие.
Авторы спектакля Роман Шаляпин и Ольга Рыжкова вдохновлялись стихами и публицистикой поэта, а также воспоминаниями людей, которые знали его лично. В постановке прозвучат песни на стихи Андрея Вознесенского и новые композиции, написанные специально для этой премьеры композитором Олегом Васениным.
Спектакль пройдет при поддержке Центра Вознесенского и станет частью масштабной программы к юбилею поэта, открывшейся выставкой «Вознесенский. ЕЩЁ».
Все средства, полученные от продажи билетов на спектакль, будут направлены на программы фонда «Бюро Добрых Дел», который помогает детям-отказникам и детям-сиротам.