Актер Валентин Смирнитский: «Сцена научила меня защищаться»
В эфире «Радио 7» Валентин Смирнитский рассказал ведущему популярного шоу «Вечер на семи холмах» Олегу Машкову, как его утвердили в актерский состав культовой картины, от каких амплуа он отказывается и как относится к негативным отзывам на свое исполнение.
Валентин, когда вы получили звание народного артиста, что вы чувствовали?
Мне было приятно. К тому времени был известен для многих. Поэтому нельзя сказать, что эта награда прибавила мне популярности. К тому же, в советское время за такие заслуги награждали еще и материально.
Когда вас начали узнавать на улице?
После первой роли в кино. Не считая съемок в массовке и групповке, конечно. Часто в фильме нужен определенный типаж на эпизод. В картине «Я шагаю по Москве» меня заметили, надели офицерскую форму и дали несколько реплик.
Почему именно вас утвердили на роль Портоса?
В актерских кругах ходил слух, что собираются снимать «Три мушкетера». Это было важное событие для всех творческих людей. Я тоже об этом знал, но даже не мог предположить, что меня пригласят. Мне позвонил режиссер и позвал на пробы. С ним мы были знакомы очень давно. На кого я буду пробоваться и куда, не знал. Я был на бюллетене. Со сломанной ногой поехал на встречу. Просто чтобы развеяться.
Ради роли Портоса вы отказались от съемок в картине известного латвийского режиссера Алоиза Бренча. Почему?
Он меня утвердил на роль, подписали контракт, сделали заграничный паспорт. Но я не подозревал, что влечу ласточкой в «Три мушкетера». Мне было очень неудобно подводить Бренча. Но он не обиделся, потому что это мой выбор.
Вы были секс-символом для всех женщин в семидесятые. Как вы к этому относились?
Многие мои товарищи-актеры были секс-символами своего времени. В этом нет ничего странного. Я был спокоен. Всё-таки театральный артист, выучка. Надо к профессии относиться серьезно и минуты славы принимать с должной иронией. Это атрибут, сопутствующий публичной профессии.
Как вы относитесь к негативным рецензиям на ваши роли?
Театр научил меня относиться к негативу спокойно. Особенно в советские времена. Было много идеологических вещей, за которые тебя могли критиковать. Сцена научила меня защищаться.
Сцен в вашей жизни было много. Почему, когда вам предложили играть в нескольких театрах, вы выбрали именно «Ленком»?
На тот момент уже разбирался в театральной политике. Этому делу меня научил Анатолий Эфрос. Привил вкус и дал образование. Поэтому мой выбор был безошибочным. Я сыграл у него несколько ролей. Следом за ним ушел из «Ленкома» в Театр на Малой Бронной. Он поставил условие руководителям, что возьмет свою группу актеров, в которую входил и я.
Вы служите или работаете в театре?
Я служу. Молодые актеры забыли слово «служение». Они немного заблуждаются, увлекаются не тем, чем надо. Сейчас денежная тема, к сожалению, играет большую роль. Многие путают служение с зарабатыванием денег. Надо разумно к этому относиться. Получать хорошую зарплату тоже надо, я согласен. Но понимать, что такое служение, в том числе кинематографу, искусству, просто необходимо.
Как вы относитесь к сомнительным амплуа?
Не хочется сниматься в халтуре. У меня более двухсот ролей, среди которых можно найти много недостойных. Актер — зависимая профессия. В кино всё подчиняется типажу. После роли Портоса мне в течение нескольких лет предлагали амплуа каких-то безумных толстяков. Как-то раз позвонила дама-дизайнер, и сказала, что у нее есть коллекция для полных людей. Хотела, чтобы я участвовал в показе. Но мне хватило такта вежливо отказать. Это такое типажное мышление. В кинематографе оно, к сожалению, очень развито. Мы не рассчитывали на всенародный успех картины. Наполеоновских планов не было, мы не знали, что снимаем шедевр для нескольких поколений. Это тот случай, когда фильм начал жить своей жизнью.
Часто ли вы отказываетесь от ролей, которые вам предлагают?
Сейчас мне предлагают, но не так много. Периодически приходится отказываться от каких-то вещей. Я много смотрю сериалов и фильмов на платформах. Мне часто режет слух ненормативная лексика. Не потому, что я интеллигентный человек. Обматерить могу так, что мало не покажется. Но это не правильно, когда начинает превалировать. Отталкивает также подражание голливудским стандартам: эротика, интимная жизнь. Надо знать меру. Должно быть хорошее воспитание и вкус, а самое главное, творческая точка зрения.
Почему ушли из театра в антрепризу?
Причин много. Театр это производство. 20 с лишним лет я служил, знаю эту технологию хорошо изнутри. Все актеры зависимы, но в театре особенно: от репертуара, художественного руководителя и так далее. Когда ты обретаешь творческую самостоятельность, можешь позволить себе и поэкспериментировать.
Вам нравится, когда вас называют звездой?
У меня даже бывали споры с людьми по этому поводу: при каждом удобном случае начинают называть звездой. Это попало в обиход в последнее время. В шальные девяностые все почему-то стали звездами, не понимая, что это значит. Мне довелось работать с людьми легендарными, о которых написаны книги и учебники. А я с ними работал на одной сцене, стоял в одном кадре. Я актер. Чем я так зазвездился? Такое определение пришло к нам из Голливуда. На их звезд делается материальная ставка, у нас всё немного по-другому. Это надо осознать: тобой публично восторгаются и критикуют. Ты — показатель того, что хорошо, а что плохо. Я не фотографируюсь на улице, только после спектакля. Потому что это дань благодарности. Человек посмотрел на тебя, получил катарсис. Просит продлить и запечатлеть. Он отдал тебе свое внимание, деньги. Нельзя отказывать.
Каким вы были в детстве: интеллигентом или хулиганом?
Я родился на Арбате. У меня было послевоенное детство, драки двор на двор. Публика жила определенная: нас на улице воспитывали бывшие зеки. Это на мне сказалось: отчислили из школы за драку. Потому что на тот момент все проблемы решались кулачными боями. Там провел свое детство, отрочество и даже часть юности.
Как вы отдыхаете?
Я люблю покой в отдыхе, читаю. Слежу за кинематографом, новинками сезона. Из интересного могу отметить картину Сергея Урсуляка «Тихий Дон». Согласен, фильм не вчера вышел. Но не могу не оценить исполнение Жени Ткачука, оно произвело сильное впечатление.
Также в эфире «Радио 7 на семи холмах» Валентин рассказал, какой артист лучше всех справился с ролью Портоса, почему никто не сможет повторить успех культовой картины «Д’Артаньян и три мушкетера» и какие у актера есть слабости. Полное интервью можно послушать здесь.
Реклама 12+. АО «Медиа Плюс». Erid:LjN8KEVst