Жизнь с надломом, смерть с улыбкой. Судьба Олега Даля
Олег Даль родился в подмосковном Люблино. Род его отца восходит к знаменитому лингвисту, составителю словаря Владимиру Далю. Папа будущего актера служил на железной дороге и занимал почетную должность. Мама Олега была учительницей, а помимо талантливого сына, пара воспитывала старшую дочь Ираиду.
Даль рос обычным подвижным мальчишкой. После войны (а он родился за месяц до вторжения фашистов в СССР) стал увлекаться спортом — играл в баскетбол. На одном из занятий мальчику стало плохо, после чего выяснилось, что у Олега врожденные проблемы с сердцем. Врачи тут же запретили ему спортивные нагрузки.
Подростком Даль заинтересовался искусствами. Особенно увлекала Олега литература, но и изобразительное искусство пылкий юноша тоже не обделял своим вниманием. На школьных занятиях он впервые прочел «Героя нашего времени».
Спустя некоторое время он понял, что фантазию, пожалуй, можно воплотить в жизнь — для этого надо стать артистом! Своими догадками юноша поделился с родителями, но те восприняли планы сына в штыки, ответив, что заработки людей этой профессии слишком непостоянные, да к тому же Олег картавит!
Поэтому поступать после школы он отправился, поссорившись с семейством. Читал на вступительных в «Щепку» Гоголя и своего обожаемого Лермонтова, и с первого раза поступил. Природную картавость, которая преследовала парня с детства, упорными занятиями речи Олег исправил уже на младших курсах.
Интеллигент
к/ф «Мой младший брат» (1962)
Даль был одним из самых талантливых студентов курса, потому его и выделили артисты «Современника», пришедшие посмотреть выпускной спектакль. Олегу предложили показаться главному режиссеру (им тогда был Олег Ефремов), и тот принял молодого актера в труппу.
Однако целых пять лет актеру доверяли лишь роли второго плана. Его драматическую харизму показала всей театральной Москве Галина Волчек, когда поставила «На дне» и пригласила Даля на роль вора Васьки Пепла. Он по-особенному готовился к ней. Долгими вечерами бродил со своей партнершей Аллой Покровской по Москве, обсуждая тонкости, все грани характеров их персонажей и однажды сказал, что она должна сыграть «пугливую козу».
Алла оторопела: из уст такого интеллигента услышать сленг было по меньшей мере странным. Когда Олег стал объясняться, выяснилось, что он и не собирался использовать сленг. Даль действительно героиню Аллы ассоциирует с этим животным, вот и просит наделить ее дикими, животными замашками.
Вся жизнь — театр
к/ф «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967)
Олег Даль всегда считался больше театральным, чем киноактером. Вот и перемены в личной жизни стали случаться с ним в театральной среде. Первой значительной любовью артиста была Нина Дорошина. Актриса, известная зрителю по одной из главных ролей в кинофильме «Любовь и голуби», - она сыграла там Надежду, главную героиню и мать семейства.
Даль срочно решил жениться. Актриса была представлена семье избраника, назначен день свадьбы. Но, по воспоминаниям сестры актера, прямо на торжестве Нина куда-то исчезла, а вместе с ней скрылся и Олег Ефремов. Не было сомнений: они пропали вместе и не появлялись долгое время. Половину вечера на собственной свадьбе актер пробыл один, пока невеста так же внезапно не появилась снова. Вслед за ней в толпе гостей вдруг обнаружился и Ефремов.
После взаимных исчезновений молодые прожили вместе еще неделю. Видимо, прояснить отношения у них так и не получилось, потому что через неделю они просто разъехались.
Не ходок
к/ф «Женя, Женечка и "Катюша" (1967)
Это происшествие было одним из тех, которые будут ломать артиста и постепенно делать его характер таким, каким Даля вспоминают близкие: тяжелым, негибким, бескомпромиссным. Он уже снялся в нескольких кинофильмах и стал известным, он уже формировался, как человек с неуемным темпераментом и бесконечной тоской в глазах, который будто съедает себя изнутри, будто и сам не знает чего ему хочется от жизни, когда встретил свою вторую жену — актрису Татьяну Лаврову.
С ней совместное счастье тоже не задалось. Олег уже начал показывать свои негативные качества и мало-помалу прикладываться к бутылке. Татьяна, тоже творческая и темпераментная актриса, не смогла этого терпеть, к тому же и сама требовала повышенного внимания. Супруги быстро разошлись.
В жизни Олегу Далю встретилось не так уж много женщин. Его друзья вспоминают: ходоком Даль не был. А взрослея, действительно, скорее стремился домой, в семью. А может, дело было в его третьей жене, Елизавете Апраскиной, с которой он познакомился, работая на съемках «Короля Лира».
Счастье в личной жизни
к/ф «Плохой хороший человек» (1973)
Лиза работала на кинофильме монтажером. Он сразу положил на нее глаз, а отказаться от стремительного красавца, в котором, по воспоминаниям близких актера, всегда чувствовалось мужское начало, было совершенно невозможно. После свадьбы молодые устроились у Лизы — жили с ее мамой в совсем небольшой квартире. Лишь значительно позже семья получила свое, более просторное жилье. С этим тоже связана целая история.
По словам вдовы актера, приходя домой, он никогда не начинал беседы, пока не вычистит свои ботинки, был у него такой пунктик. Вот и в этот день он натирал их с особой тщательностью, а потом заявил: «Едем смотреть новую квартиру. Вот ордер». Дом, куда Даль привез жену и тещу строился для старших военных чинов. Квартиры огромные, окна — на кремль, район — залюбуешься. Когда семья впервые вошла в последнее жилье Олега, комнаты были залиты полуденным солнцем.
Супруга Даля отмечала: в новой квартире он стал лучшим семьянином. Тогда он уже по-настоящему беспробудно пил, но даже пьяным, обобранным до нитки уличными хулиганами или собутыльниками (приходил порой без обуви, без верхней одежды), глубокой ночью и рано утром, всегда шел домой. Был ли он счастлив? В любом случае со своей Лизой — намного больше счастлив, чем в другие периоды своей жизни.
Пошел умирать
к/ф «Тень» (1971)
Нервный и взрывной, талантливый Даль всегда был как будто надломлен где-то глубоко внутри, но сильнее всего его печоринская отчужденность, ощущение бессмысленности бытия стала проявляться после смерти Владимира Высоцкого. Именно на похоронах он предсказал себе смерть: «Я следующий», — говорил актер, истерически хохоча.
У них были непростые отношения, но после похорон великого актера и музыканта Даль как будто понял, как близко рядом с жизнью ходит смерть. Эта мысль меняла его на глазах. Вечное театральное определение: «он болен манией совершенства» теперь стало походить на настоящий диагноз.
После очередного запоя Даль согласился «вшить торпеду» — закодироваться от алкоголизма принятым тогда способом. Он был на гастролях в Киеве, когда, выходя из-за столика в ресторане пояснил: «Пойду к себе умирать». Актеры, с которым гастролировал Даль решили, что это очередная порция черного юмора от маэстро.
Утром Олега Ивановича нашли мертвым на полу в своем номере. Официальным диагнозом была «остановка сердца», а коллеги по цеху констатировали: вернувшись из ресторана, он выпил бутылку водки. В момент смерти на его лице отпечатались спокойствие и улыбка.