Жизнь на алтарь искусства. Детство, Ленинград и признание Виктора Сухорукова
Виктор родился в бедной семье, в подмосковном Орехово-Зуеве. Он был первым из троих детей фабричных рабочих. Жили Сухоруковы в оном из старых бараков, которые когда-то построили для временной жизни рабочих ткацкой фабрики.
О родственниках отца Виктор ничего не знает. Актер рассказывает, что в юности тот как-то заехал в Орехово-Зуево по делам, встретил мать, влюбился, да так и остался в ее маленькой комнате, в том самом бараке. На родившегося сына времени в рабочей семье особенно не было, к тому же совсем молодая мама была плохой хозяйкой — не умела ни готовить, ни убирать. А еще Вите перепадало от бабушки, которая была бедна и гнала внука, когда он тащил больше сахара, чем положено.
По воспоминаниям актера, с рождением брата его детство и вовсе кончилось. Теперь и без того маленькие кусочки приходилось делить на двоих. К тому же спали они с братом на одном диване, укрывшись пальто: одеял дома почему-то не было. Когда родилась их сестренка Галя, Виктор был уже совсем взрослым. Проводил с ребенком много времени, нянчился, делился едой. А вот родители от бедноты и безысходности начали выпивать, особенно — мама.
Актер вспоминает: приложившись к бутылке, она становилась агрессивной, тогда как трезвой была женщиной тихой и даже застенчивой. А папу актер называет умницей. Тот хорошо окончил школу и даже был награжден за отличную учебу, но поступать в высшее учебное заведение почему-то не стал.
К двенадцати годам Сухоруков, много времени проводивший в кино и на постановках театров, которые приезжали в Подмосковье, стал мечтать об актерской карьере. Мама бранилась: «Какие еще артисты?! Это не наш круг, там разврат! Будешь работать, как все, на фабрике!». Но мальчишку тянуло к этой профессии.
Мечта
Крепкий мужик (1991)
Он стал воровать у мамы деньги на электричку — 25 копеек. Ездил в Москву на просмотры, если узнавал, что в какой-то фильм требуется мальчик его возраста. Роли не получал, а дома всегда попадал на скандал: к его приезду родители обнаруживали пропажу денег. Мать заявляла, что запирать его не будет, но и провожать на вступительные не пойдет.
После школы он провалил экзамен в школу-студию МХАТ и отправился в армию. А отслужив, пропустил еще год: бараки, наконец, расселяли. Новые высотки дворовые мальчишки окрестили «кораблями». Многодетной семье Сухоруковых государство выделило просторную трешку. К тому времени его брат и сестра уже работали на фабрике, вот и Виктор пошел трудиться слесарем, чтобы помогать с переездом, с ремонтом, с обстановкой.
Но через год попробовал поступить в Москву еще раз — и теперь прошел и в Щепку, и в ГИТИС. На вступительных мальчику шепнули: мастер ГИТИСовского курса Всеволод Остальский особенно отметил юношу. В блокноте педагога была пометка: «Он или сумасшедший, или гениальный». После такой лести Сухоруков не мог выбрать другой вуз.
Ленинград
Комедия строгого режима (1992)
Он отмечает, что в первой юности плохо относился к алкоголю. Сам не употреблял, скандалил с матерью, когда та напивалась, просил ее прекратить пьянство. Но спустя несколько лет сам попал в зависимость от спиртного.
После блестящего окончания ГИТИСа Петр Фоменко пригласил его в Театр комедии им. Акимова в Ленинграде. Актер с радостью согласился. Позже в интервью он отметит, что город принял его, но не полюбил. Питер будто давил на Сухорукова, оставляя бесконечную надежду на жизнь, творчество и любовь, но в реальности не давая ни того, ни другого, ни третьего.
Зато он пришелся по вкусу ленинградским театралам и скоро стал одним из любимых актеров, на которых шел зритель. Но в начале 80-х актер так запил, что из театра его увольняли со скандалом, лишив возможности полгода работать по профессии. И так находящийся в депрессии Виктор Иванович, после такого поворота событий начал закладывать еще хлеще. Теперь, чтобы не умереть с голоду, ему приходилось устраиваться на самые разные работы: он мыл посуду и полы, резал хлеб, в общем, перебивался случайными заработками.
О том, как бросить пить, он честно расскажет уже в зрелом возрасте. Надо решиться на диалог с собой, считает Сухоруков. Тогда, в ленинградской квартирке, он будто спросил сам себя: «Устал? Хочешь начать сначала?» и предупредил: «Ты по-прежнему будешь одинок и по-прежнему будет трудно». И согласился сам с собой, что надо попытаться. Утром актер собрал и сдал бутылки, купил вермишели и килек в томате и стал отмывать комнату от теперь уже прошлой жизни.
Спустя полгода он устроился сначала в один, потом в другой ленинградский театр, а потом вернулся в свой Театр Комедии, из которого когда-то был изгнан. После успешной реабилитации актер попадает и в кино. Первыми его совсем небольшими ролями были эпизоды в картинах «Ювелирное дело» и «Мера пресечения», а узнаваемым он стал после «Счастливых дней» — дебютной работы Алексея Балабанова.
Брат
Брат (1997)
Этот же режиссер чуть позже даст Сухорукову настоящую путевку в жизнь, сняв его обеих частях культового «Брата». Виктор Иванович исполнил одну из главных ролей и стал настоящим лицом своей эпохи. Актер признается, что сам не особенно любит подлеца Татарина, но с возрастом стал благодарить бога, что такая роль у него все-таки случилась.
Узнаваемую лысину, кстати, актеру предложил Балабанов. Рано потерявший часть волос, Сухоруков с проплешинами «не монтировался» с ролью брутального киллера. Тогда режиссер принял решение обрить актера. И будто нашел для него новый образ, с которым тот так и пошел по кинематографической дороге дальше.
А вот фирменный сипловатый голос, которым говорит его Татарин, принадлежит другому артисту — Алексею Полуяну. Балабанов хотел экспериментов и свободы для актеров. Он сказал Сухорукову, что не позволит ему проживать все то же самое заново.
Актер рассказывает, что на улице к нему до сих пор обращаются: «Брат». Он не обижается, всегда отзывается, всегда открыт к общению. Но и еще одна знаковая лента запомнилась зрителю — это «Остров» Павла Лунгина и сухоруковский отец Филарет, за которого актеру пожимают руку.
Любовь
Желанная (2003)
О чем он не любит распространяться, так это о личной жизни. Виктор Иванович лишь вскользь замечает, что разочарован в любви был в период своей ленинградской жизни (он вернулся в Москву в 2000-х). Устав от надоевших вопросов, он однажды сказал, что встретил свою судьбу в Камеруне и видит свое счастье с ней, но журналисты сочли это шуткой.
Актер не женат, у него нет детей. Свое безбрачие он связывает с требованиями профессии: сегодня Сухоруков занят в нескольких спектаклях, каждый год выходит несколько фильмов с его участием. Одиноким актер себя не чувствует. Он близко дружит с семьей своей сестры и частенько занимается воспитанием племянника Ивана.