Зачем Роман Виктюк переодевал мужчин в женщин и почему называл актёров «детьми»
«Умею летать»
Роман Виктюк родился в 1936 году в семье учителей, живших во Львове, — тогда город находился в составе Польши. В его памяти Вторая мировая осталась как нескончаемая череда лишений: бомбёжки, голод, слёзы... Но, несмотря на все трудности, он ещё ребёнком не мог прожить ни дня без лицедейства. Однажды он играл с другими мальчишками во дворе. И вдруг заявил: я могу летать! Залез на высокое дерево, вскинул руки... Упал, конечно. Но, не подавая виду, что ушибся, вскочил и «полетел», изображая лебедя из балета. И друзья, на минуту поверив, подхватили Романа и понесли по воздуху — помогали «лететь». Уже тогда Виктюк умел достоверно срежиссировать всё, что ему было нужно, и заставить всех поверить в свою выдумку.
Режиссёр — ещё до своего рождения
Когда журналисты «Экпресс-газеты» спросили, врождённая ли у него эта способность, он ответил, что родился таким: «Моя мамочка приходила слушать оперу Верди "Травиата", и, когда начиналась "Увертюра", я бился в ее утробе так сильно, что маме приходилось уходить. Она делала несколько попыток до конца дослушать "Травиату", но я не давал. Мама сказала, что первая нота "Травиаты" в оркестре и мой крик — совпадали». И в школе Виктюк не мог оставаться в стороне, когда организовали кружок самодеятельности. Правда, предпочитал не играть на сцене, а находиться в «кресле режиссёра» или наблюдать за постановкой из зрительного зала.
Едва окончив школу, 16-летний Роман отправился в Москву. У него была чёткая цель: поступить в ГИТИС. И его приняли с первого раза. Учился Роман у легендарных педагогов — Анатолия Эфроса, Юрия Завадского. А после того, как получил диплом, вновь оказался в родном Львове — его распределили в Театр юного зрителя. За ним последовали киевские театры, Калинин (Тверь), а в начале 70-х Виктюк приехал в Вильнюс. Здесь Роману предстояла работа в Литовском русском драматическом театре.
Литовский русский театр — «Мастер и Маргарита»
Здесь начало проявляться новаторство. Виктюк первым из советских режиссёров поставил на сцене Литовского русского театра пьесу Питера Шеффера «Чёрная комедия», за ней последовали «Мария Стюарт» и вызвавшие огромный резонанс «Валентин и Валентина» и «С любимыми не расставайтесь». Его «Утиную охоту» по пьесе Вампилова, поставленную на сцене этого театра, помнят до сих пор. Через несколько лет Виктюк перебрался в Москву, стал работать в Театре Моссовета. Но Литва его не забывала и годы спустя: по приглашению руководства Роман Григорьевич приезжал в Вильнюс, чтобы ставить спектакли «Уроки музыки» и «Мастер и Маргарита». Это было уже в конце 80-х, зрители, затаив дыхание, следили за представлением: такие темы раньше никто в стране не поднимал, всё было новым, необычным, загадочным. С постановками Виктюка знакомились зрители многих театров: он ставил спектакли в «Сатириконе», «Современнике», Театре эстрады...
«Мадам Баттерфляй» и собственный театр
А потом страна, в которой жил режиссёр, перестала существовать. Впрочем, Виктюк, можно сказать, только выиграл от развала Советского Союза. В 1991 году у него появилась возможность основать собственный театр. Раньше об этом невозможно было и мечтать. Поначалу не было своей сцены, но Виктюк не огорчался: он возил по городам свой спектакль «Мадам Баттерфляй», в котором играл Сергей Маковецкий, и неизменно собирал полные залы. Спустя пять лет ему передали здание старого дома культуры — неотапливаемое, требующее ремонта, но зато в полное распоряжение. Репетиции не прекращались ни на день, за два года Виктюк поставил в своём театре 18 спектаклей и ездил с ними не только по российским городам, но и по другим странам — с шумным успехом.
«Служанки» — мужчины, переодетые женщинами
Самый известный, самый скандальный спектакль Романа Виктюка — «Служанки». Впервые он был показан ещё в 1988 году, и о необычном режиссёре сразу заговорили все — даже те, кто был далёк от театра. Все женские роли играли переодетые мужчины. Одного этого было достаточно, чтобы шокировать публику. На Виктюка посыпались критические отзывы, но они только подлили масла в огонь — Виктюк стал звездой, и процесс оказался необратимым. Так получилось, что Роман Виктюк всегда ощущал некую внутреннюю свободу, не имел привычки пугливо озираться в ожидании «кто что скажет».
«Никогда не думал о деньгах»
К этому прибавлялось врождённое чутьё на прекрасное и тонкое чувство гармонии. Уже став известным режиссёром, Виктюк на вопросы о гонорарах журналистов «Известий» отвечал: «Я никогда не думал о деньгах. Не знаю, какие мне платили гонорары. Меня интересовало только творчество. А зачем мне что-то другое?» И добавлял: «Деньги не имеют значения, если в человеке нет священного огня».
А на вопросы о возрасте неизменно парировал: «Мне девятнадцать!» И окружающим долго казалось, что это так: режиссёр Виктюк молод, энергичен, у него ещё многое впереди. Тем неожиданней стало известие о его смерти. Роман Виктюк ушёл неразгаданным, со своими тайнами, которые он хранил до конца жизни.
Остался в Серебряном веке
Вся жизнь Виктюка была окутана тайной и недомолвками. Ходило много слухов о его романах, однако сам он никогда не говорил о своей личной жизни, оберегая её от любопытных. Единственное, что режиссёр подтверждал, это влюблённость, которую он испытывал когда-то к Людмиле Гурченко. Его слава — заслуга только его таланта. Ему хватало для творчества других тайн, — тех, что оставили творцы Серебряного века, его любимого времени, его любимой темы.
До последних своих дней Виктюк продолжал ставить пьесы по произведениям Марины Цветаевой, Фёдора Сологуба, Николая Гумилёва. У него не было своих детей, зато «детьми» он называл актёров своего театра. Уникальные спектакли Виктюка продолжают жить и после его смерти — новым художественным руководителем театра стал Денис Азаров, режиссёром — Дмитрий Бозин.