Первый советский миллионер: Арчил Гомиашвили, играя Остапа Бендера, сыграл себя
Сроки за кражу и хулиганство
Арчил родился в маленьком грузинском городке, и его неукротимый нрав начал проявляться очень рано. Способный к рисованию юноша поступил в Тбилисский художественный техникум, ему доверили оформлять спектакль, который ставил молодой Георгий Товстоногов. И режиссёр отнёсся к творчеству юного художника благосклонно, даже предложил небольшую роль. Но Арчил сам «подпортил» себе биографию, связавшись с компанией хулиганов. Сначала бросил учёбу, а потом и вовсе угодил в тюрьму — за кражу. Потом последовала втора судимость и второй срок — за хулиганство. Парень решил «начать с чистого листа» и поехал в Москву. Там его никто не знал, за ним не тянулся криминальный «шлейф».
13 лет играл Бендера в грузинском театре
С его темпераментом и артистизмом нетрудно было с ходу поступить в Школу-студию МХАТ. Но проучился он недолго: устроил драку в кафе. Чтобы не оказаться снова в тюрьме, вернулся в Грузию, стал работать в местном театре. Поставил моно-спектакль, в котором играл сразу и Остапа Бендера, и Паниковского, и Корейко, и возлюбленную Остапа — Зосю Синицкую. Спектакль получился, как принято сейчас говорить, «бомбой»: целых тринадцать лет Гомиашвили ездил с ним по городам Грузии, и его принимали на «ура». Рассказывали, правда, что и с воровским прошлым актёр покончил не сразу, а в общей сложности ему довелось побывать за решёткой четыре раза.
Трёхкомнатная квартира за «Остапа»
Снимался Арчил и в кино, причём начал довольно поздно — в тридцать один год, а экранная слава пришла к нему ещё позже, когда актёру уже исполнилось сорок четыре, и он сыграл Остапа Бендера. Причём поначалу Леонид Гайдай пробовал на эту роль множество других артистов. Остапом могли стать Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин, Андрей Миронов и даже Владимир Высоцкий. Но режиссёру долго казалось, что «чего-то не хватает». А потом Гайдаю предложили посмотреть спектакль с Арчилом Гомиашвили. И режиссёр сразу понял: вот же он, настоящий Бендер!
Фильм имел бешеный успех, над похождениями авантюриста Бендера хохотала вся страна, комедию смотрели по много раз. Гомиашвили получил от Совета министров СССР трёхкомнатную квартиру: так высоко оценили его талант. Он стал жить в Москве, играл в «Ленкоме», но после ссоры с Марком Захаровым оттуда ушёл. И с Гайдаем тоже поссорился, да так, что они не разговаривали много лет: обиделся на то, что его Остапа озвучил в кино другой актёр. А всё дело было в его неистребимом грузинском акценте: Гайдай не хотел, чтобы Остап был на экране грузином.
Не позволили сыграть Штирлица
Бенедер стал для Арчила Гомиашвили не только звёздной ролью, но и настоящим проклятием. Режиссёры продолжали видеть в нём Остапа и почти не предлагали серьёзных ролей. Он мечтал сыграть Штирлица — и даже прошёл пробы, но комиссия не позволила Татьяне Лиозновой снимать «Бендера», и на роль взяли серьёзного и положительного Вячеслава Тихонова.
Стал миллионером
Тень Остапа Бендера лежала на судьбе Арчиле всю жизнь. Он даже сумел воплотить мечту «великого комбинатора» — стать миллионером. Началось с того, что ему отказались финансировать фильм, который Гомиашвили хотел поставить, — «Америка глазами таксиста». Взять деньги было неоткуда. Тогда Арчил, махнув на всё рукой, отправился в казино. Дело было в Западном Берлине. И вдруг начал выигрывать! Ставку за ставкой, раз за разом. В итоге в руках у актёра оказалась гигантская сумма — 160 тысяч марок.
Можно было приступать к съёмкам. Но автор книги «Америка глазами таксиста», по которой Арчил хотел снимать, — миллиардер Майкл Филд — отказался подписывать контракт. Правда, в утешение подарил советскому актёру десять игорных заведений на улицах Западного Берлина. Это означало, что Арчил стал очень, очень богатым человеком, практически миллионером.
Добрые дела Остапа Бендера
А через несколько лет, в начале 90-х, Гомиашвили открыл казино в Москве, назвал его «Золотой Остап», и это место сделалось очень популярным. Туда приходили играть знаменитости, и сам Арчил нередко расхаживал по залу в образе Остапа Бендера. Позднее актёр стал хозяином бутиков модной одежды из Италии. Словом, умело «раскручивал» бизнес. Но не забывал и о добрых делах: много денег тратил на благотворительность, помогал и молодым студентам ВГИКа, и грузинским актёрам-старикам, оставшимся на склоне лет нищими.
В 78 лет Арчил Михайлович почувствовал недомогание и обратился в клинику. Оказалось — у него рак лёгких в последней стадии. Актёр мог себе позволить самую дорогую операцию в Америке, но это не помогло: спустя год его не стало.
С годами Гомиашвили смирился с тем, что для миллионов зрителей он, в первую очередь, — Остап Бендер, хотя в его фильмографии было немало других образов, и многие из них были дороги его сердцу. И сегодня Арчил Гомиашвили для нас ассоциируется с неунывающим, лёгким, блистательным Бендером.