Яна Поплавская. Кем стала Красная Шапочка?
Яна Поплавская родилась в строгой интеллигентной семье в Москве и все детство провела в коммунальной квартире на Садовом кольце. Скромные родители — журналист и актриса — учили ребенка больше требований предъявлять к себе, чем к окружению. Масла подливала любимая грузинская бабушка, которая воспитывала Яну в строгих кавказских традициях. В шесть лет девочка умела сервировать стол и помогать взрослым с готовкой, шить, вязать и вышивать. Бабушка готовила Яну к счастливому замужеству и внушала, что та должна быть хорошей хозяйкой и покорной женой. Потому только во взрослом возрасте Поплавская задумается о продолжении папиной или маминой профессии. А пока она смело отказывалась от лестных предложений.
Например, в четыре года Ролан Быков предложил Яне роль. Но та не захотела сниматься. Лишь чуть позже девочка мелькнет в нескольких сериях «Ералаша». В английскую школу, расположенную напротив дома, Яна пошла в шесть лет. Вот там-то хулиганский нрав живой и любопытной девочки начал потихоньку раскрываться. В одном из интервью актриса вспоминает, что была «мозговым центром» целой «банды» из трех человек, шалости которых славились на всю школу.
В девять она впервые снялась в полнометражном кинофильме — «Фантазии Веснухина». Ее героиня — вредная девчонка с бантиками — была призвана раздражать зрителя. Создать образ маленькой актрисе удалось. После съемок ее невзлюбили и в школе. Актриса вспоминает, как на себе испытывала детскую жестокость. Ее называли «жабой» и подчеркивали, что глаза и рот у Яны слишком огромные. Поплавская рассказывает о девочке, которая в глаза говорила: «Поплавскую снимают в кино, потому что девочек с такой страшной мордой даже трудно найти!». Яна расстраивалась, а мама успокаивала, объясняя, впервые столкнувшейся с жестоким миром дочери, что такое зависть.
Красная Шапочка
Про Красную Шапочку (1977)
Пока Поплавская воевала с одноклассниками, режиссер Леонид Нечаев по всей стране искал бойкую девочку на роль той самой Красной Шапочки. Это была первая сказка с глубоким философским смыслом, в которую вкладывались понятия морали, дружбы, любви и предательства. Куда бы режиссер ни обращался в поисках девочки, везде слышал один ответ: «Есть такая Поплавская. Попробуйте ее». Взглянув на фото, он сразу отказался. Резковатые черты обычной московской школьницы не передавали харизмы юной актрисы, никакой изюминки Нечаев не видел.
По воспоминаниям Поплавской, режиссер тогда посадил ее на стул напротив себя и стал пристально всматриваться. Не зная, что делать, Яна начала читать пришедшие на ум детские стихи. Вдруг Нечаев подхватил ее на руки и начал кружить по комнате: «Наконец-то я тебя нашел!» Смотреть остальных девочек, пришедших в этот же день, он отказался. Яна стала любимицей всей съемочной группы. Ролан Быков волновался за юную актрису, как за собственную дочь, и не уходил с площадки, даже если не был занят в сцене. Работать с крупнейшими артистами, задействованными в ленте, было одно удовольствие. Яна признается, что участие в картине стало для нее большой школой.
Актриса
Переходный возраст (1981)
После успеха «Красной Шапочки», за которую Поплавская получила государственную премию и солидный гонорар, она по-прежнему не собиралась становиться актрисой. Очарованная рассказами той самой бабушки о медицинской практике — та была хирургом, девочка мечтала поступить в мед и видела себя в нейрохирургии. Но тут любимая бабушка не приняла сторону внучки, уточнив, что женщины редко занимаются такой профессией, кроме того, для нее нужен настоящий талант.
Тем временем режиссеры задействовали одаренного ребенка и в других проектах. Алла Сурикова пригласила Поплавскую в свою «Суету сует», Нечаев — в «Примите телеграмму в долг». Однажды актрису командировали даже на Молдавскую киностудию для работы в мелодраме «Переходный возраст», получившей отличные отзывы критиков и названной одним из самых светлых и добрых кинофильмов о взрослении и взаимоотношениях в семье.
На всех съемках девочку сопровождала строгая мама, заставляющая с каждым разом работать все внимательней и самоотверженней. Именно она, когда дочь уже поступит в выпускной класс и выберет в качестве профессии журналистику, уговорит ее сняться «в последний раз».
Яна готовилась на журфак и отказывалась от кинопроектов. Она уже вела телепередачу «Будильник» и понимала, что ее ждет в новой профессии, когда сам Глеб Панфилов предложил ей роль в «Вассе». Яна решительно отказалась и вернулась к занятиям. Но мама не могла этого допустить. Она буквально умоляла дочь сняться у мэтра, понимая, что такой шанс, возможно, выпадает только раз в жизни.
Роль Людмилы в «Вассе» удалась особенно. Поплавская даже придумала для своей героини тот самый запомнившийся обморок. Глеб Анатольевич был против лишнего драматизма, а Яна втайне раскладывала по квартире одеяла и училась падать «естественно» — не подгибая ног. Ослушавшись режиссера, она рухнула «без чувств» прямо в кадре. «Скорую! Артистке плохо! Яна, Яна!», — кричал, подбегая к девушке Панфилов. Разобравшись, что она так натурально сыграла, он был покорен. На монтаже оставил именно этот дубль, впоследствии ставший знаменитым.
Театр и ТВ
Васса (1982)
Пока шли съемки, закончились экзамены на журфак. Девушке ничего не оставалось, кроме как пробовать себя в театральном. Перенеся в детстве столько издевательств и думая, что «в артистки» берут только длинноногих красавиц, она боялась, что не поступит. Знала, что «таких» берут в Щукинское и отнесла документы туда. Приемная комиссия сомневалась, говорила о «киношной органике», которая, как традиционно считается в театральных вузах, может помешать на подмостках, но все же Яну зачислили. А после вуза она стала именно театральной актрисой — сначала играла в «Современнике-2», потом — в театре Станиславского, в творческих мастерских СТД...
В кино Поплавская возвращалась лишь изредка. В более взрослом возрасте Яну по-настоящему заинтересовало телевидение. Актриса рассказывает, что сначала она готовила простенькие репортажи. Потом, взявшись за сложный сюжет о московском хосписе, несколько дней и ночей прорабатывала фактуру и создала небольшой глубокий кинофильм о судьбах людей, их жизни, прощании и уходе в вечность... Потихоньку набиравшая авторитет среди коллег в телевизионном мире, Поплавская скоро получила предложение стать ведущей одного из самых рейтинговых проектов 90-х — информационно-развлекательной передачи «Времечко».
С тех пор она снималась все реже. Короткие появления в «Узнике замка Иф» и «Тайне королевы Анны» — вот и вся ее фильмография конца 80-х — и всего десятилетия 90-х. Сама актриса комментировала: «После "Красной шапочки" надо было выходить победительницей в любом кинофильме или не выходить на съемочную площадку вообще». Актриса сетует, что в то мрачное десятилетие ее звали играть в «стрелялках», а вот интересные, прочувствованные сценарии как будто вовсе писать перестали.
Любовь
Громозека (2010)
Тем временем страсти кипели и в личной жизни актрисы. В шестнадцать, едва поступив в Щукинское, она встретила своего будущего мужа — Сергея Гинсбурга. У него уже был опыт первого брака и сын, причем официально развод оформлен не был. Это выяснилось уже после того, как счастливая Яна, спустя год после знакомства, защитила кандидатуру Сережи перед родителями, смогла уговорить их, что жизни без него не мыслит, и съехалась с любимым.
Они поженились уже после того, как родился их первенец — Клим — и страстно хотели второго ребенка. Яне удалось забеременеть на пике карьеры — когда вся страна привыкла видеть очаровательную блондинку в эфире «Времечка». Супруги были счастливы, пока однажды не прозвучал вердикт врачей: «У плода остановилось сердце». Перенеся тяжелую операцию и потеряв будущую дочку, актриса долго не могла прийти в себя.
Замкнулся и Сергей. В одном из интервью режиссер признается, что в тот день вошел в гараж и, хоть никогда не умел ремонтировать авто, почему-то открыл капот и в течение двух часов что-то медленно и медитативно перебирал. Убитая горем Поплавская несколько дней отказывалась есть, пить и спать, ей не хотелось жить. Яна ждала, что муж будет рядом, но тот предпочел пережить свое горе в одиночку. Тогда они впервые друг друга не поняли. В семейном укладе появилась трещина.
Развод
Спустя год Яна почувствовала себя плохо — ее тошнило, порой актриса теряла сознание. Перепуганную актрису успокоили подруги: прежде, чем подозревать у себя страшные диагнозы, сделай тест на беременность. Приятельницы оказались правы. Новое ожидание ребенка пару сблизило. Поплавская, уже потерявшая всякую надежду, порхала. На позднем сроке диагноз врачей повторился: плод замер. «Режьте меня, но спасите сына!», — кричала Яна. «Если что-то пойдет не так, вытаскивайте Яну, а не младенца!» — распоряжался муж.
Докторам удалось спасти обоих. У пары появился второй сын — Никита. Но брак продолжал трещать по швам. Спустя почти 25 лет совместной жизни бывшие влюбленные будут очень некрасиво разводиться — с взаимными громкими обвинениями и публикациями в СМИ.
Через несколько лет ухоженная Поплавская в отличной форме снова появится и в кино, и в светской хронике. На мероприятиях рядом с ней окажется главный редактор «Мегаполис Медиа» и радиоведущий «Вести ФМ» Евгений Яковлев. Эти отношения счастливая женщина прокомментирует, назвав Женю «гражданским мужем» и уточнив, что знакомы они уже добрый десяток лет, а встречаются всего года полтора.
Сейчас Яна Поплавская занимается тележурналистикой и порой соглашается на съемки. По признанию актрисы, с приходом в ее жизнь Евгения она стала каждый день просыпаться счастливой. Яковлев на 12 лет младше Поплавской — но разве для любви и радости важен возраст?