«Я молился, чтобы ребята остались живы»: секреты съёмок фильма «Один дома»
История о простой семье, в которой все ссорятся, но потом мирятся
К счастью, он получил от сценариста Джона Хьюза материал, который показался ему интересным. Имя Джона Хьюза к тому времени было известным: он написал сценарии к «Кудряшке Сью», «Деннису-мучителю», «Бетховену» и другим популярным картинам. Придумывая историю Кевина, оставшегося дома под Рождество, Хьюз чувствовал, что и на этот раз придет успех: ведь рассказ об обычной семье, о ссорах и недопонимании между родителями и детьми всегда близок публике.
А главное — после смешных и страшных приключений маленький непослушный мальчик вновь оказывается в объятиях любящих и все простивших родителей. Опытный сценарист знал, что делает. Он любил повторять: «Хороший семейный скандал намного интереснее армагеддона».
Маколей Калкин — обычный мальчишка с торчащими ушами
И Крис Коламбус согласился: надо снимать! Правда, его пришлось уговаривать взять Маколея Калкина: мальчик уже снимался в фильме по сценарию Хьюза — «Дядюшка Бак», и Хьюз с самого начала хотел видеть его в главной роли. Но Коламбус настаивал на полноценном кастинге. В результате, отсмотрев сотни мальчишек, он и сам согласился: лучше Маколея никто не сыграет. Во-первых, он выглядел не идеальным голливудским ребенком, а был обычным мальчишкой с торчащими ушами. А во-вторых, Калкин оказался очень забавным. Подбирая детей на другие роли, режиссер не зацикливался на каких-то необыкновенных актерских качествах. Для него было главным, чтобы все дети вели себя в кадре как можно естественнее.
Поскольку Калкин был несовершеннолетним, он мог работать только в дневное время. А ведь основные события фильма происходят ночью! Режиссеру приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы не нарушить закон. Основные сцены с Маколеем торопились отснять до 10 часов вечера, а по ночам снимали эпизоды без него. Если же присутствие Кевина-Маколея предполагалось в ночной смене за кадром, вместо него «играл» режиссер.
Хозяева боялись уйти на минуту: дом могли разнести по кусочкам
Очень долго пришлось искать подходящий для фильма дом — красивый, уютный, но такой, в котором можно было бы установить все эти бесчисленные ловушки для воров. Обращали внимание на все — какие ракурсы можно использовать, как лягут тени... Идеальное жилье нашлось в маленьком городке неподалеку от Чикаго. А самое интересное — его хозяевам не пришлось никуда уезжать на время съемок! Дом был настолько просторным, что они спокойно продолжали в нем жить. Ну как спокойно... Честно говоря, хозяевам пришлось понервничать, уж слишком бесчинствовали киношники: повсюду клей, разбитые елочные игрушки, ловушки.
Но, если бы хозяева на это время съехали на специально снятую студией квартиру, было бы еще хуже: в контракте, который они подписали, мелким шрифтом уточнялось, что в отсутствие хозяев съемочная группа может делать в доме все, что сочтет нужным, вплоть до сноса стен. Они предпочли остаться. Это помогло избежать серьезных разрушений. Правда, о том, что Кевин-Маколей спилил макушку елочки на заднем дворе, владельцы дома узнали только на премьере. А домик на дереве соорудили специально для фильма. После окончания съемок его аккуратно убрали.
Снимать смешные трюки было не весело, а страшно!
Постановщикам и каскадерам пришлось немало потрудиться, чтобы снять все эти трюки, за которые мы так любим «Один дома». Да, смотреть на них без смеха невозможно, но как же рисковали исполнители! Крис Коламбус потом признавался: «Я молился, чтобы эти ребята остались живы». Каскадеры падали с высоты, получали жестокие удары, после которых, казалось, невозможно выжить. Но потом они поднимались, как ни в чем не бывало, вместе с режиссером смотрели запись того, что получилось, — и только после этого можно было перевести дыхание: трюк снят! К
стати, таких эффектных падений, когда ноги падающего взлетают в воздух и он плашмя грохается на спину, прежде не снимали, довольствовались обычным падением. Коламбус же захотел более яркую картинку. И в результате стал новатором. К Фредди Хайсу, постановщику трюков, потом еще долго обращались за консультацией, чтобы он помог снять падение, как в «Один дома».
В реальности «мокрые бандиты» не выжили бы после встречи с Кевином
Если бы хоть пару трюков, показанных в фильме, применили к людям на самом деле, получились бы трупы. В крайнем случае — сильно покалеченные жертвы. Американские журналисты взяли интервью у врача Райана Сент-Клэра и узнали много интересного. Например, в одном из эпизодов в лицо Марва с размаху попадает тяжелый утюг. В жизни после этого у него были бы сломаны стенки глазниц, он лишился бы зрения и остался с изуродованным лицом. После соприкосновения руки Гарри с раскаленной дверной ручкой эта рука, скорее всего, осталась бы покалеченной навсегда, а возможно, ее и вовсе пришлось бы ампутировать. Паяльная лампа, которая почти сняла скальп с одного из бандитов, привела бы к таким серьезным ожогам, что пришлось бы прибегнуть к трансплантации костной ткани.
В фильме же после таких травм герои вскакивают, ругаются, грозятся и продолжают преследовать шустрого мальчишку. Это ведь комедия!
Критики разгромили фильм
После премьеры на Коламбуса посыпались негативные отзывы критиков: мол, некоторые сцены слишком жестокие, братья и сестры Кевина слишком злые и несимпатичные, а сюжет чересчур банальный. Впрочем, критики милостиво отмечали: фильм получился довольно забавным. Особенно хорошо отзывались они об игре Маколея Калкина. Но добавляли: вряд ли «Один дома» будут потом пересматривать. Как же они ошибались! Вот уже более 30 лет невозможно представить себе Новый год и Рождество без этой семейной комедии. Мы готовы в сотый раз смотреть на приключения забытого дома Кевина, сочувствовать и восхищаться, смеяться и задумываться. И убеждаться еще раз: нет ничего дороже дружной семьи и теплого уютного дома, где тебя любят и всегда ждут.