«Неженская» профессия: как легендарную лётчицу Вертипрахову отлучали от неба
Хотела стать медсестрой
Ираида родилась в многодетной семье рабочих, в городе Красноуфимске. Никогда в детстве не мечтала о небе, и профессию выбрала самую обычную, «приземлённую»: медсестра. Ушла после седьмого класса в медучилище: надо было поскорее получать профессию и начинать зарабатывать, помогать родителям. Успешно окончила училище, стала медсестрой. Но однажды Ираида, прогуливаясь по городу, обратила внимание на высокого подтянутого мужчину в лётной форме. Она не сводила с него восхищённых глаз — причём восхищение вызвал даже не сам мужчина, а его потрясающая форма.
«Скажите, а где можно выучиться на лётчика?» — набравшись храбрости, спросила у него девушка. Мужчина засмеялся и показал рукой на здание, возле которого они стояли. Оказалось, здесь находится аэроклуб ДОСААФ. Ираида — была не была! — шагнула через порог. И определила свою судьбу на всю дальнейшую жизнь.
Чуть не бросила аэроклуб
Её долго не хотели принимать: ну зачем им нужна была эта нахальная девчонка, пусть бы шла работать в свою больницу, медсестрой! Но Ираида уже твёрдо знала: ей не нужно ничего другого, только небо. И добилась своего — начала учиться. Только это оказалось очень трудным. Настолько, что однажды она хотела даже бросить занятия. Переубедил директор аэроклуба, которому девушка в порыве отчаяния пожаловалась. Ираида, стиснув зубы, продолжала учёбу. И скоро трудное стало лёгким, и она снова убедилась: выбрала правильную дорогу.
Чудом спаслась
После первого же её полёта, во время которого Ираида выполнила сложный вираж, инструктор спросил: ты что, уже летала раньше? И никак не мог поверить, что девушка села за штурвал впервые. Саранскую лётную школу Вертипрахова окончила в числе лучших, и её сразу же направили инструктором по парашютной подготовке в Красноярск. Было немного страшно: вдруг не справится? Ведь на тот момент Ираида прыгала с парашютом всего три раза. Но она, вспомнив слова директора аэроклуба, решила: не буду сдаваться, буду учить других и учиться сама. Не всё шло гладко.
Однажды девушке пришлось побывать на волосок от смерти: основные стропы парашюта во время прыжка не сработали, запасные перепутались... Как ей удалось спастись — она и сама не понимала, называла произошедшее чудом. А как ещё назвать, если она в какой-то момент поняла, что лежит на земле, причём совершенно целая и невредимая? К ней со всех сторон бежали перепуганные люди, а она лежала и счастливо улыбалась им навстречу: жива!
Заслуженный пилот в составе женского экипажа
Много лет Ираида Вертипрахова проработала в Красноярском авиаотряде: сначала летала на Ил-14 и Ил-18, потом успешно переучилась для полётов на современной машине — Ил-62. Именно на этом самолёте она и возглавила женский экипаж, поставивший в 1977-м шесть мировых рекордов. После беспосадочного перелёта «София-Владивосток», длившегося 13 часов, Вертипрахову наградили званием «Заслуженный пилот СССР», — первую и единственную женщину в Советском Союзе.
Обидный инцидент
Она продолжала пилотировать самолёты, только вот после установленных рекордов выяснилось, что ей снова придётся переучиваться — в Красноярске тогда ещё не эксплуатировали Ил-62, у старенького аэродрома не было нужных возможностей, и Ираиде достался Ту-154. Двадцать два года эта удивительная женщина летала без единого замечания, неизменно оказываясь в числе лучших.
Но однажды удача её покинула. В 1981 году в Сочи пилотируемый Вертипраховой самолёт Ту-154 во время приземления остановился далеко за пределами взлётно-посадочной полосы. Ничего критичного не произошло, и пассажиры, и члены экипажа остались невредимыми. Но всё же это считалось серьёзным нарушением.
Мужчинам — можно ошибаться, женщине — нет
Было проведено расследование. Комиссия выяснила: в Ту-154 настолько «жёсткий» штурвал, что управлять самолётом на полосе не всегда удавалось даже сильным мужчинам. Для женских же рук этот «каприз» машины оказался и вовсе непреодолимым. То есть бывали и прежде случаи, когда Ту-154 выкатывался за полосу. Но тогда это списывали на технические неполадки и обходились без взысканий.
В случае же с Вертипраховой сделали виноватой её одну. Решили прибегнуть к формулировке «человеческий фактор». И Ираиду перевели на должность второго пилота с понижением класса. Это был серьёзный удар: после всех рекордов и достижений, после 22 лет безупречной службы... В Красноярск позвонили из Москвы. В устном порядке было приказано: посадить Вертипрахову на самый старый «кукурузник». Что это было? Месть уязвлённых её успехами мужчин-пилотов, больших начальников? Невезение Вертипраховой, оказавшейся «в ненужном месте с ненужное время», когда требовалось продемонстрировать принципиальность в отношении пилота?
Как бы там ни было, только Ираида не стала мириться с унижением. Сначала пыталась добиться справедливости. Три года писала заявления и обивала пороги. Поняв, что никто не хочет её слышать, уволилась из авиации.
Не вышла замуж — была «замужем» за авиацией
Стало совсем плохо и тоскливо: находясь в Красноярске, она постоянно сталкивалась с бывшими сослуживцами. Устав выносить сочувственные и жалостливые взгляды и расспросы, Ираида сдала служебную квартиру государству и вернулась к старенькой маме в Красноуфимск. Ей обещали выделить там квартиру взамен Красноярской, ведь она давно уже её заработала. Но обманули. Мол, у вашей мамы и так уже есть двухкомнатная, достаточно.
Когда не стало мамы, Ираида Фёдоровна осталась совсем одна. Она не была замужем и не родила детей: чтобы удержаться в «мужской» профессии, потребовалось отдать все силы и здоровье. На устройство личного счастья просто не оставалось времени. Так уж она была воспитана: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Она и думала — летала, учила других, устанавливала рекорды во славу Советского Союза. И была счастлива, не сомневаясь: когда состарится, Родина, в свою очередь, позаботится о ней. Получилось иначе.
Ираида Вертипрахова умерла в 2006 году, немного не дожив до 75 лет. Долго болела, перенесла инсульт. Нуждалась во многом — и в лекарствах, и в деньгах, и в помощи и участии. Казалось, Красноуфимск гордится своей почётной горожанкой: о Вертипраховой рассказывали приезжим, водили в местный музей, где хранился её китель. Хотели назвать её именем сначала суперсовременный самолёт, потом аэропорт. Но — так и не назвали. Единственная женщина — заслуженный пилот СССР — доживала свои дни, так и не добившись справедливости. Через 10 лет после её смерти в Красноуфимске была установлена мемориальная доска. В городе Ванкувер в честь Вертипраховой названа аллея и открыт барельеф. А мы предлагаем узнать о других отважных женщинах: капитане Анне и кругосветной путешественнице Жанне.