Вместе 56 лет: как Евгений Дога женился на девушке после трёх часов знакомства
Голодное детство и музыка
Евгений родился в селе Мокра на территории нынешнего Приднестровья. Своего отца он не запомнил — тот погиб на фронте. Мальчика воспитывала мама. Послевоенные годы были трудными: мама варила борщ из собранного на улице щавеля, изредка на столе появлялись грибы, на сладкое — лесные ягоды... Такими были первые детские воспоминания будущего композитора. Позднее к ним прибавились другие.
Ребятишки, очарованные блеском инструментов и волшебными звуками, старались подобраться поближе к сцене. А там стоял дирижёр. И зачем-то угрожал музыкантам палочкой — так показалось мальчишкам. Эта музыка ещё долго звенела в сердце маленького Жени. Окончив семилетку, он уехал в Кишинёв и поступил в музыкальное училище, а потом в консерваторию.
Мотороллер, ночь, девушка
Прошло несколько лет. Евгению уже исполнилось двадцать пять, но его по-прежнему интересовала только музыка. Целыми днями он занимался в своём общежитии, а поздним вечером, наконец, выходил из тесной комнаты на свежий воздух — садился на мотороллер и катался по пустынным улицам. На девушек не обращал внимания — не до них было. Но в один из вечеров, увидев, как через двор идёт симпатичная незнакомка, всё же заговорил с ней: «Не хотите ли прокатиться?» Девушка согласилась, и Женя повёз её за город. Южная ночь была тихой и красивой, лето подходило к концу... Оказалось, что к концу подошли и каникулы Наташи — так звали девушку. И уже на следующий день она уезжает в Москву: в Кишинёве гостила у тётки.
«Это Женя, мы решили пожениться!»
Но всё получилось иначе. Три часа, проведённые вместе, изменили их жизнь. Евгений и Наташа не могли наговориться — у них было много общего, оба любили книги и музыку, друг с другом им было очень интересно. Когда Евгений привёз девушку к тётке, Наташа с порога заявила родственнице: «Это Женя, мы с ним решили пожениться!» Как признался композитор в интервью изданию «Собеседник»: «Думаю, что я вряд ли осмелился бы это сказать и предложить ей, и слава Богу, что она сама проявила инициативу, что совпало и с моим ощущением. Это, наверное, был просто голос судьбы, потому что мы с ней вместе живем всю жизнь».
Выучила ради мужа румынский язык
Устроили пышную свадьбу в Москве. Потом ещё одну — в Кишинёве. И родное село Евгения не забыли — там тоже весело погуляли, всех односельчан собрали. Наташа была совсем юной, она полюбила Евгения всей душой и с радостью приняла все его условия. Главным условием была музыка. Молодой муж объяснил: музыка всегда будет для него на первом месте. Он не хотел обманывать и обещать то, чего не сможет исполнить, и честно признался: жена, дети, любовь, — всё это только после музыки.
Наташа с этим согласилась. Как и со вторым условием: выучить румынский язык. Учила по народным сказкам — языковых курсов тогда не было. И постепенно влюблялась в этот мелодичный певучий язык. И чувствовала, что становится ближе к любимому по мере того, как его родной язык становился для неё понятным.
Жена и дочь
Наталья Павловна рядом с Евгением Дмитриевичем уже больше полувека. И ни разу не пожалела о тех усилиях, которые предприняла ради этого брака. Ей легко и радостно было учить родной язык мужа, легко было принять главенство музыки в его сердце. Ещё тогда, юной девушкой, Наташа почувствовала всю силу таланта Евгения и приняла на себя роль главной помощницы, вдохновительницы и музы. У них родилась дочь Виорика, и родители постарались воспитать её так, как воспитывали их самих: не просто дали ей образование, а наполнили её ум и душу жаждой знаний, тягой к искусству.
Вальс, под который танцуют невесты
Сегодня у Евгения Доги два дома: один в Москве, второй в Кишинёве. Оба для него — родная гавань, порт приписки. Наталья Павловна живёт в Кишинёве, с любовью обустраивает семейное «гнёздышко», украшает комнаты, выращивает цветы. И ждёт своего мужа — в Москве он создаёт музыку. По признанию Евгения Дмитриевича, он не любит шумных сборищ, тусовок, мероприятий... На них тратится слишком много времени и сил.
Зато потом, накопив в себе достаточно энергии, он в одночасье сочиняет поразительно красивые мелодии. Такие, например, как музыка к фильмам Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» и «Лаутары». Как песни к сказке «Мария, Мирабела». Как знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Вальс, под который танцуют счастливые невесты. Вальс, который часто звучит в подземных переходах, торговых центрах, просто на улицах и площадях, — его играют уличные музыканты. И порой не подозревают, что только что в их коробку или шапку опустил деньги автор этой музыки, — проходил мимо и услышал.
Семья — это доверие
А потом он возвращается из Москвы в свой второй дом — к любимой. И снова и снова радуется, что они когда-то нашли и полюбили друг друга, ведь им так хорошо вместе! Ни разу, по словам композитора и его жены, их брак не омрачали ни ревность, ни ссоры, ни разногласия. Поклонницы, конечно, были — как не влюбиться в человека, создающего такую талантливую музыку! Но в свою семью Дога никого не впускал. Как только чувствовал угрозу семейному спокойствию — закрывал свои двери и оставался вдвоём с женой. Он убеждён: семья — это, в первую очередь, доверие.
«Не вторгаемся в жизнь друг друга»
Когда Догу спрашивают: в чём секрет семейного счастья? — он отвечает, как ответил журналистам «Экспресс-газеты»: «Мы абсолютно свободны и не вторгаемся в жизнь друг друга. Не думаю, что она знает все, что я пишу. И я не особенно этим делюсь. И вообще, как это можно — пересказывать любовь? А творчество — это любовь. Я не диктатор, а патриархальный семьянин... Я живу в одном браке всю жизнь и не уверен, что второй или третий был бы лучше. Для меня развод — стыд и позор».
При этом музыкант подчёркивает: «Не могу отнести себя к нежным и ласковым людям. Я очень экспансивный, могу тепло, а могу жестко проявить себя, потому что нет времени для сюсюканий». Его семья — это жена Наталья, дочь Виорика и внук Доминик. Им вместе — уютно и комфортно. Они родные не только по крови, но и по духу. Благодаря такой дружной и понимающей «команде» маэстро вот уже много лет радует нас своей музыкой.