Личный Везувий Брюллова: женщина, которая играла с художником. И проиграла
Потрясение на всю жизнь
Юлия Самойлова — единственная настоящая любовь художника — была женщиной-вулканом, женщиной-вамп. Биографы Брюллова говорили о ней — «личный Везувий Брюллова». Как знакомство с разрушенной Везувием Помпеей, так и встреча с Юлией Самойловой произвели на художника одинаково сильное впечатление, стали двумя самыми мощными потрясениями для его чувствительной натуры.
Молодой пенсионер
Успешное окончание Академии искусств, которой Брюллов отдал 12 лет, помогло получить талантливому художнику особое право — отправиться в Италию для дальнейшего совершенствования. Деньги для этого выделило Общество поощрения художников. Это называлось «пенсией», а 22-летний Карл, соответственно, — «пенсионером».
В Италии он провел 13 лет. Эти годы стали расцветом его творчества. Иначе и быть не могло — молодого художника закружил водоворот страстей, из которых он и черпал идеи и вдохновение.
Как из-за Брюллова покончила с собой юная натурщица...
Побывав на раскопках Помпеи, Брюллов задумал написать масштабное полотно, главной темой которого будет роковое извержение Везувия. Ему понадобились натурщицы. И он их нашел. Причем с одной из девушек, позировавших русскому красавцу-художнику, с француженкой Аделаидой Демюлен, Карл вступил в романтическую связь.
Впрочем, художники — такой ветреный народ! Спустя пару месяцев он и думать забыл об Аделаиде. А она долго страдала, умоляла не бросать ее... Карл никак не реагировал на ее нежные письма. И девушка, не в силах перенести разочарование, утопилась в реке.
...А из-за Самойловой застрелился граф
Вокруг графини Юлии Самойловой (тогда она носила девичью фамилию Пален) тоже кипели страсти. Богатая и образованная, красивая той горячей южной красотой, которую ей подарила итальянская кровь (поговаривали, что ее настоящим отцом был итальянский вельможа Юлий Литта, отчим ее матери), она, словно мед, притягивала к себе мужчин.
Жизнь взбалмошной Юлии напоминала яркий фейерверк. В 15 лет, по слухам, ее сделал своей любовницей российский император Александр I, и девушка оставалась ею на протяжении нескольких лет. Периодически беременела, и от этой «неприятности» красавицу избавляли придворные лекари. Избавили, надо сказать, радикально: после очередного вмешательства графиня осталась бесплодной.
Наигравшись с прекрасной фрейлиной, царь решил выдать ее замуж. И выбрал для этого респектабельное дворянское семейство Самойловых. Правда, жених — адъютант императора Николай Самойлов — не горел желанием связывать свою жизнь с Юлией. Но выбирать не приходилось.
Их совместная жизнь, как и следовало ожидать, не заладилась. Скоро они официально развелись. И Юлия пустилась во все тяжкие: терять ей было нечего, хотелось насладиться жизнью по максимуму. Вокруг нее постоянно клубились десятки молодых красавцев. Поговаривали, что ни один из них не получал отказа — страсти и нежности Юлии хватало на всех. Было ли это правдой, сказать сложно.
Так же легко она бросала своих возлюбленных. Один из таких несчастных, граф Сен-При, застрелился, будучи отвергнутым.
Вулкан страстей: муза и художник
Художник и его будущая муза познакомились в 1827 году в Риме. Между ними мгновенно пробежала искра. Они не стали скрывать свои чувства от окружающих. Брюллов и Самойлова вместе путешествовали по городам Италии, не прячась, посещали светские приемы, балы и оперу.
Карл без остановки писал свою прекрасную возлюбленную. Благодаря этому яркому роману мы сегодня имеем возможность любоваться неповторимыми шедеврами Брюллова — он изобразил Самойлову на множестве своих полотен, а на его главном произведении — «Последний день Помпеи» — в образе блистательной Юлии изображены сразу несколько персонажей.
Кроме того, Брюллов увековечил двух итальянских девочек, приемных дочерей Юлии, на полотне «Всадница». А «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком» получилась настолько живой и яркой, что вызвала восхищение современников.
Женитьба, развод и утешение в объятиях Юлии
Брюллов оставался в Италии, сколько было возможно. Но однажды ему пришлось вернуться в Петербург. Юлия же осталась в Европе, продолжая проводить время весело и безрассудно. При этом она продолжала нежно любить своего «Бришку», как она называла Карла, и влюбленные постоянно переписывались.
Судя по всему, у них были так называемые «свободные отношения», что не мешало их взаимной любви. Брюллов вскоре женился на молоденькой, скромной и нежной Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Однако всего через пару месяцев, после громкого скандала, Карл выгнал супругу из дома, босую и раздетую, предварительно вырвав из ее ушей бриллиантовые серьги.
Поговаривали, Брюллов так отреагировал на открывшуюся ему тайну: Эмилия когда-то подверглась насилию со стороны собственного отца, и эта связь не прекратились и после свадьбы. В то время самым естественным было обвинить именно женщину в совершённом над ней насилии. Карл развелся и впал в депрессию. Утешать любимого примчалась из Европы Юлия. И вскоре он ожил: снова принялся писать свои гениальные полотна.
Жениться нельзя расстаться
Почему они так и не поженились? Все-таки темпераменты у них были слишком разными. Южная кровь Юлии заставляла ее то и дело творить безумства, она, подобно огненному вихрю, могла в одну минуту перевернуть жизнь Карла с ног на голову. Художник же был склонен к меланхолии, его утомляли эмоциональные взрывы Самойловой.
Юлия не смогла долго пробыть с ним в Петербурге — жаловалась на холод и скуку. Он увез ее в Италию — чего не сделаешь ради любимой!
Но здесь ему начинает казаться, что Юлия его больше не любит. Карл много работает, а она... Она, не желая менять своих привычек, заводит знакомства, посещает оперу и балы.
И однажды объявляет Карлу, что она решила выйти замуж. Не за него — за известного тенора Перри, который вознамерился пережить Самойлову и унаследовать все ее богатство. Впрочем, Перри просчитался: скончался намного раньше, всего через год после свадьбы. От чахотки.
Пережила Брюллова на 23 года
А что же художник? Он был сломлен: его муза, его «итальянское солнце», его Юлия его покинула. Больше Карла уже ничего не интересовало, он медленно угасал. И через 7 лет угас окончательно.
Графиня Самойлова пережила своего возлюбленного на 23 года. Безоглядно проматывала свою жизнь, свое здоровье и богатство, трепетно храня портреты «любимого Бришки» — единственное, чем дорожила. Чего больше принесла им обоим эта странная любовь — счастья или горя? Судить не нам.
Потомкам же она подарила наполненные огненной страстью и южной красотой картины Брюллова — те, за которые его называли «русским Рубенсом» и которые стали украшением знаменитых картинных галерей.