Советские актрисы — секс-символы эпохи: в чём фишка Варлей и Вертинской?
Элина Быстрицкая — Шолохов, казаки и мешки писем
«Самая красивая советская актриса ХХ века» — такой титул получила Элина Быстрицкая в 1999 году от газеты «Комсомольская правда». И она действительно была очень красивой и талантливой. А ведь мы могли бы не узнать такой актрисы, если бы не ее упорство: отец запрещал Элине учиться в театральном, считая, что актриса — несерьезная профессия. Юной девушке пришлось доказывать свою правоту. И вообще, ей в жизни часто приходилось доказывать, настаивать, проявлять характер. И Элина быстро дала всем понять: она не из тех, кто под кого-то «прогибается». Когда в институте ей нахамил один из студентов, она, недолго думая, дала ему пощечину. За это Элину вызывали в деканат и грозили отчислением.
Позднее, рассказывали, она резко осадила не кого-нибудь, а самого Михаила Шолохова. Впрочем, это не умерило восхищения писателя красивой женщиной и талантливой актрисой: именно он настоял, чтобы Быстрицкая играла в «Тихом Доне». К тому времени ее уже узнавали на улицах: она прославилась после фильма «Неоконченная повесть». А уж после роли Аксиньи в «Тихом Доне» не было в стране актрисы популярнее. Быстрицкая получала мешки писем от поклонников, а казаки прислали ей письмо с предложением поменять имя и фамилию в паспорте: хотели, чтобы ее звали Аксинья Донская.
Анастасия Вертинская — несоветская красота советской актрисы
Хрупкая, нежная, с бездонными глазами и выражением лица «не от мира сего» — именно такой должна была быть Ассоль и Гуттиэре. Внешность Анастасии Вертинской полностью подходила режиссерам фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия», и юная Настя сумела прекрасно воплотить эти образы на экране. Впрочем, сама актриса позднее признавалась: в ее характере ничего нет от ее героинь, она вовсе не мечтательница, наоборот — всегда твердо знает, чего хочет, и добивается этого. В «Алых парусах» она снималась еще 15-летней школьницей, и зрители сразу влюбились в эту девочку. Жить с такой популярностью было тяжело, ей не давали проходу на улицах. Но в то же время актерская профессия нравилась Насте, и она поступила в Щукинское училище, одновременно начав играть на сцене и продолжая сниматься в кино.
И сегодня талант и красоту актрисы высоко ценят зрители и критики. По мнению Константина Райкина, у Вертинской «интеллектуальная красота». Правда, в годы СССР у актрисы бывали сложности в работе: ее внешность называли «несоветской» и оттого порой отказывали в ролях. Некоторые СМИ писали о ней как о «второй Грете Гарбо». И все же она такая одна, ни на кого не похожая, — Ассоль и Гуттиэре с глазами цвета моря.
Наталья Варлей — взбиралась на горы и летала в гробу
Обаятельная, живая, веселая девушка, «спортсменка, комсомолка, красавица» — за эти качества Варлей и выбрал Леонид Гайдай на роль Нины в комедию «Кавказская пленница». После выхода фильма на экран в моду вошли именно такие девушки: спортивные, подтянутые, раскованные, умеющие постоять за себя. Для цирковой артистки Натальи Варлей роль Нины стала счастливым билетом: ее популярность взлетела до небес, и почти сразу ее пригласили сыграть Панночку в первом советском «ужастике» — «Вий».
Позднее Наталья рассказывала: сниматься в нем было не страшно, но временами опасно — когда гроб со стоящей в ней Панночкой летал по воздуху. Она даже однажды упала с высоты, но ее благополучно поймал Леонид Куравлев, и обошлось без серьезных травм. Кстати, сама Наталья Варлей всегда реагирует на слова «секс-символ» возмущенно:
Светлана Тома — первая эротика в советском фильме
Тома — псевдоним, а настоящая фамилия актрисы — Фомичева. Поменять фамилию ей посоветовал режиссер Эмиль Лотяну. Именно в его фильме «Красные поляны» дебютировала яркая красивая девушка, а потом он снял ее в нашумевшей картине «Табор уходит в небо». Роль своенравной красавицы Рады надолго сделала Светлану Тому «главной цыганкой страны». На ее выступления и творческие встречи приходили цыгане — всем табором. И удивленно взирали на тоненькую девушку в очках и с жидким хвостиком на макушке, не веря, что перед ними — Рада. Ведь на экране они видели роковую красотку: она уверенно и бесстрашно раздевалась, купаясь с любимым в реке...
А вот о чем не знали советские зрители — после показа фильма в Италии Светлану пригласили демонстрировать нижнее белье. И она некоторое время работала там моделью, участвуя в модных показах, и снималась для итальянских журналов.
Алла Пугачёва — кумир десятилетий
Слава Аллы Пугачевой в 70-80-х годах была настолько широкой, что на Западе ее называли не иначе как Soviet superstar: ведь она получала Гран-при самых престижных международных фестивалей, ее всегда ждали на гастролях в европейских странах и в США, ее диски выходили гигантскими тиражами. Харизма Пугачевой буквально зашкаливала, никто уже не задумывался, насколько у нее правильные черты лица, она была — Пугачева, и этим было все сказано. А в 1979 году, когда вы шел фильм «Женщина, которая поет» с Пугачевой в главной роли, она была названа «лучшей актрисой года».
У нее было множество поклонников и поклонниц, которые круглосуточно дежурили у ее подъезда, даже делились на противоборствующие группы, соревнуясь, кому удастся пробраться поближе к кумиру, взять автограф, услышать пару слов, удостоиться улыбки. У Пугачевой даже был персональный маньяк, который долгое время преследовал певицу.
София Ротару — народное достояние
И, конечно, рядом с именем Пугачевой очень часто звучало имя еще одной Soviet superstar — Софии Ротару. Эти певицы долгое время считались «конкурентками», соперницами, их поклонницы воевали между собой, доказывая, чей кумир круче. Впрочем, славы и народной любви хватало обеим: просто у Пугачевой и Ротару всегда были несколько разные аудитории. София Михайловна тоже много выступала за границей, она пела не только на русском, украинском и молдавском, но и на других языках.
Это нравилось зарубежным слушателям, в Германии ей даже предлагали записать диск с французскими и итальянскими песнями. В 1991 году даже придумали такой анекдот: мол, когда велись переговоры в Беловежской пуще, долго не могли «поделить» Ротару: ее считали своей и русские, и украинцы, и молдаване, и даже армяне.
Ирина Алфёрова — лучшая Констанция
Главной красавицей Советского Союза Ирина Алферова стала после фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Ее прелестная Констанция свела с ума всех мужчин от 7 до 90 лет. Хотя еще раньше, едва окончив ГИТИС, Ирина Ивановна сыграла Дашу в киноэпопее «Хождение по мукам», и эту роль она до сих пор любит больше других и называет одной из лучших своих ролей. Придя в «Ленком», Ирина познакомилась с Александром Абдуловым, они поженились, и их долго называли самой красивой парой советского кино.
Елена Кондулайнен — смелость, яркость и эпатаж
В последние годы существования Советского Союза режиссеры осмелели: на экранах начали появляться фильмы с эротическими сценами. Порой снимались действительно очень откровенные эпизоды, и, конечно, зрители, которые прежде не видели ничего подобного, воспринимали их эмоционально. Тогда же появился и термин «секс-символ», и им негласно награждали Наталью Негоду («Маленькая Вера»), Елену Яковлеву («Интердевочка»), а потом — Елену Кондулайнен, которая снялась в фильме «Сто дней до приказа». История об армейской дедовщине не собрала кассу, как «Маленькая Вера», потому что это было, по сути, авторское кино, не для широкого зрителя.
Зато огромный успех имели откровенные сцены с участием Елены Кондулайнен. Актриса и позже всячески поддерживала свой имидж, подогревая интерес публики и журналистов скандальными выходками. И сейчас, несмотря на свои 62 года, актриса нет-нет, да и придумает что-нибудь эпатажное. Например, несколько лет назад она снялась практически обнаженной на пляже на Мальдивах, вызвав этим снимком бурю эмоций — от восторженных до возмущенных. Елена Кондулайнен была замужем четыре раза, и сегодня у нее множество зрителей-поклонников.
Конечно, это не все советские секс-символы, мы рассказали только о некоторых. Были и другие прекрасные актрисы, фильмы с которыми и сегодня мы пересматриваем с интересом и удовольствием: Маргарита Терехова — непревзойденная Миледи из «Мушкетеров». Светлана Светличная — исполнившая первый в СССР стриптиз на экране в кинокомедии «Бриллиантовая рука». Сводили с ума советских мужчин Наталья Андрейченко, Людмила Сенчина, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Ольга Остроумова, Наталья Селезнева, Александра Яковлева, Анна Самохина... О них мечтали, им писали письма и сочиняли стихи, а девушки хотели быть на них похожими.