Не прощённая Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой
Из многодетной семьи
Вера Марецкая родилась в Барвихе, в зажиточной семье, принадлежавшей к среднему классу. Ее отец держал буфет в местном цирке, а мама имела возможность все свое время и внимание посвящать образованию детей. Кроме Веры, в семье воспитывалась еще одна девочка и два мальчишки.
На цирковые представления ходили все дети Марецких, но больше всего сцена, где каждый день тушили свет, и самые необычные люди показывали свои таланты, привлекала Верочку. Всматриваясь в смелых наездниц, гибких гимнасток, веселых клоунов, она мечтала, что и сама однажды выйдет на сцену.
Однако родители были другого мнения. Не пристало девочке из хорошей семьи бредить цирком! Домашние гувернеры готовили Веру на философский факультет МГУ, и не ниже! Окончив школу, она, чтобы не волновались родители, блестяще сдала экзамены в университет и тайно от них подала документы в три существующие в Москве театральные студии. Из двух пришли приглашения, из которых мама с папой узнали, что дочь собирается заниматься совсем не той профессией, которую они для нее выбрали.
Вдохновленная успехом, Вера выбрала студию Вахтангова и показала родителям язык: эта дочка была слишком современной и целеустремленной, чтобы слушаться маму. Она быстро добилась успехов на театральной сцене, а в 19 лет впервые снялась в кино. Дебютным для нее стал кинофильм «Его призыв». Талантливую и органично смотрящуюся в кадре студентку горячо поддержал режиссер этой ленты и пригласил в свою следующую картину — комедию «Закройщик из Торжка».
Типаж простой девушки Кати дал актрисе возможность поимпровизировать, сделать героиню куда более живой и естественной, чем это получалось у актрис того времени. После «Закройщика» талантливая девчонка полюбилась зрителю и стала настоящей знаменитостью.
Звезда
Удивительную способность Марецкой «вытягивать» сухие, наполненные коммунистической пропагандой, фильмы своими настоящими и такими теплыми героинями быстро заметили в мире кинематографа. Теперь актрису звали в кино все чаще. Но и как театральная она не уступала действующим примам, со знанием дела перевоплощаясь то в шепелявых старух, то в мальчишек-сорванцов.
Входить в такие разные роли актрисе помогало «цирковое» детство и природная наблюдательность. Типажи были подмечены Верой там, а теперь точно скопированы. Режиссеру и мужу актрисы Юрию Завадскому только и оставалось, что констатировать: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем и главное — как».
С Юрием Александровичем она познакомилась еще студенткой: он был ее педагогом. Долго встречаться было не принято, поэтому едва признавшись друг другу в любви, Вера и Юра сыграли свадьбу. Когда девушка выпустилась, Завадскому предложили возглавить театр, примой которого она и стала.
Первый обман
Скоро у пары появился общий сын Женя. Несмотря на бурный актерский темперамент, семьей они были самой обычной, тихой и скромной. Хорошо воспитанная Вера умела наладить быт так, что комар носа не подточит, и скоро тихая гавань талантливому режиссеру стала скучна. Художнику нужна муза, а не жена — страсти и скандалы, вместо устроенного быта и теплой постели. Когда сыну исполнилось четыре, Завадский нашел вожделенные страсти в актрисе балета, красавице Галине Улановой.
Марецкая не простила. Юрию Александровичу пришлось собирать вещи и перебираться к новой возлюбленной. Биографы потом напишут, что главной любовью жизни у режиссера все равно всегда оставалась Вера. Даже расставшись с ней, он сумел удержать актрису в театре и не переставал давать ей главные роли.
Гастроли
В тяжелом 1937 году Вере во второй раз пришлось переживать личную трагедию. Тогда пропали оба ее брата. Девушка точно знала, что увлекшиеся еще в юности политикой, ребята поддерживали совсем не ту власть, которая теперь распоряжалась жизнями. Она попыталась, пользуясь своей известностью, повлиять на судьбу родных. Но умудренные опытом друзья только шикали на нее: подумай о сыне!
В результате актрисе удалось лишь узнать, куда именно поздней ночью в черной машине увезли двух Марецких. Она слала передачи до тех пор, пока одна из посылок не вернулась. Тогда Вера поняла, что таких веселых и добрых, воспитанных и умных ребят больше нет в живых.
Оплакивать братьев было некогда: в то же время в опалу попал и Завадский. Понимая, что круг замыкается вокруг нее, Вера собрала вещи, взяла в охапку сына и двинулась за Юрой, туда, где ему теперь придется жить. Ростов и Киев принимали актрису такими же бесконечными овациями, какими принимала Москва.
В столицу она теперь возвращалась только на съемки — начиная с 1927 года Марецкая не переставала участвовать в самых популярных тогда кинофильмах. За пару лет до Великой Отечественной она сыграла Саньку в «Члене правительства» — крестьянку, которая своим примером показывает, как честные и неравнодушные труженики могут стать самыми настоящими членами правительства.
Возвращение
Кино горячо одобрил сам Сталин. Марецкая стала одной из любимых актрис вождя, а Завадский потихоньку вышел из опалы и, более того, — возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, Ве-Пе, как до конца жизни ласково будет называть Веру Петровну Юрий Александрович.
Тем временем наладилась и личная жизнь Марецкой. Она вышла замуж за малоизвестного актера Георгия Троицкого. Застенчивый и тихий мужчина боготворил свою Верочку и был счастлив сделать для нее все — лишь бы женщине было хорошо. На супруга можно было оставить хозяйство и даже родившуюся у них дочь Машеньку.
Счастье было недолгим. В первый день Великой Отечественной муж ушел на фронт добровольцем, а на третий исчезла сестра. Помня о судьбе двух братьев, актриса сразу догадалась, что Таня вовсе не на передовую сбежала. И скоро нашла ее в одной из тюрем, куда отвозили политических заключенных. Целых двадцать лет Вера передавала сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.
Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Актриса нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.
Рак
Она больше и не собиралась замуж. Теперь ее семьей, ее отдушиной, главной любовью жизни стал театр. Вера Петровна получила четыре Сталинских премии, три ордена, стала Народной артисткой СССР и Героем Социалистического труда. Ее знали и уважали в узком театральном кругу, обожали столичные театралы и зрители.
Но беда будто неотступно следовала за актрисой. Как только она получала очередную порцию признания, в семье обязательно что-то случалось. Очередной удар Марецкая получила, когда славный добрый супруг дочери Маши покончил с собой, а сама девушка, не сумев пережить трагедию, попала в психиатрическую больницу.
Каждый стресс действовал на Веру Петровну разрушительно. После трагедии у нее участились сильные головные боли. Бывший муж с приятелем насильно привели актрису к врачу, а те сразу заподозрили онкологическое заболевание, которое длительное обследование только подтвердило.
Роль
Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.
Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны, и скандалила с режиссером.
Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была виновата, Вера Марецкая слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.
Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей Марецкой не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.
Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!» Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.