Вера Мамонтова: трагическая судьба «Девочки с персиками» с картины Серова
Молодой художник и непоседливая модель
Валентин Серов написал «Девочку с персиками», когда ему было всего 22 года. Весной 1887 года он возвращался домой из Италии и остановился отдохнуть в имении Мамонтовых: художник давно дружил с семьёй мецената, дружил с дочками Саввы, особенно с Верой. Однажды Вера, разгорячённая играми на улице, вбежала в столовую, чтобы схватить со стола персик. Вдохновлённый юной свежестью 11-летней озорницы, Серов схватился за кисть. Правда, позировать Верочке пришлось много часов: как писал в воспоминаниях сам художник, ему хотелось передать именно ту свежесть, которая чувствуется в модели, но которая исчезает при переносе на холст.
Вера была непоседливым ребёнком, ей трудно было усидеть на одном месте. Но Серов всегда умел найти нужные слова, чтобы уговорить девочку позировать: «Я тебя такой красавицей напишу, вот увидишь, ещё лучше будешь, чем в жизни!».
«Настоящая русская красота»
Серов, кстати, был не первым и не единственным, кто писал портрет Веры. Ведь имение Абрамцево привлекало творческих личностей: у семьи Мамоновых часто гостили Тургенев, Коровин, Суриков, Репин, и образ Веры остался на многих картинах. Например, если присмотреться к полотнам Врубеля «Снегурочка» и «Египтянка», можно обнаружить в их чертах много общего с лицом Веры. Писал её и Васнецов, считая, что внешность Веры передаёт красоту и обаяние настоящей русской девушки. И всё же серовская «Девочка с персиками» — самый известный портрет дочки мецената Мамонтова. Эта картина сделала молодого Серова знаменитым, о нём заговорили, он сделался модным портретистом.
«Девушка с кленовой веткой»
А что же его модель? Вера повзрослела. Через несколько лет после Серова её портрет написал Васнецов: она назвал свою картину «Девушка с кленовой веткой». Верочке она понравилась, и она очень просила художника, чтобы он подарил ей удачный портрет. Васнецов пообещал — при условии, что она выберет себе в мужья русского, ведь портрет получился настоящим гимном русской женской красоте, негромкой, неяркой, но такой душевной. И Вера, как обещала, вышла замуж за русского мужчину — предводителя московского дворянства Александра Дмитриевича Самарина, очень уважаемого и солидного человека.
Васнецов сдержал слово: подарил Верин портрет молодой семье, и «Девушка с кленовой веткой» заняла почётное место, над письменным столом Самарина. Правда, пожениться влюблённым удалось не сразу: отец Самарина почему-то был против этой свадьбы, считая дочь предпринимателя недостойной партией для своего сына, потомка дворянского семейства. Так что Александр Дмитриевич, не желая огорчать отца, женился на Верочке только после его смерти.
Стремительный уход
В январе 1903 года они обвенчались и зажили в любви и согласии. Вера буквально светилась от счастья, и неудивительно: её муж был известен как очень благородный, добрый и образованный человек. У супругов сначала родился первенец Юра, потом дочь Лиза, а затем младший сын — Сергей. Казалось, впереди у семейства одно только счастье. Но через полгода после рождения Серёжи Вера внезапно заболела воспалением лёгких. И не успели родные оглянуться, как их Верочки не стало: она буквально сгорела за три дня.
Горе их было огромным. Никто не ожидал, что молодая цветущая женщина так рано покинет этот мир: Верочке было всего 32 года. Они с Александром собирались приехать на Рождество в Абрамцево к Вериным родителям, привезти малышей, провести весёлые семейные праздники в круг самых близких... В окружении Мамонтова шептались: неспроста Верочка умерла так рано, не надо было Врубелю писать с неё иллюстрацию к лермонтовскому «Демону» под названием «Тамара в гробу»...
Смерть жены стала огромным потрясением для Александра Самарина. Молодую женщину похоронили в том самом Абрамцеве, которое она так любила, где прошли её детские годы, и где она девочкой позировала для знаменитого портрета с персиками. Заботы о троих маленьких детях Веры взяла на себя её сестра Александра: она стала для них ласковой матерью. Александр Дмитриевич так больше и не женился — ни одна женщина не могла для него сравниться с обожаемой Верочкой. В память о ней Самарин выстроил церковь неподалёку от Абрамцева. Правда, в 30-х годах, как и остальные церкви в нашей стране, этот храм был разграблен, в нём устроили склад химических удобрений...
Смерть в ГУЛАГе и «Погружение во тьму»
Предводителя дворянства Александра Самарина несколько раз арестовывали, но спустя некоторое время освобождали. Наконец, после очередного ареста его отправили в один из лагерей ГУЛАГа. В 1932 году 63-летнего Самарина не стало.
Дочь Александра и Веры, Лиза, всё это время была рядом с отцом, разделяя все тяготы его непростой жизни. Олег Волков, многолетний узник ГУЛАГа, писал о ней в своей книге «Погружение во тьму»: «Эта удивительная русская девушка едва не с пятнадцати лет взялась за полные тягот и опасностей обязанности связной. С монашками из разогнанных монастырей и верующими женщинами стала ездить по России с одеждой и деньгами, тайно жертвуемыми заточённым и сосланным духовным лицам. И — по стопам воспетых русских женщин — последовала за отцом в якутскую ссылку.
Вот только не было у неё заботливо снаряжавшей в путь состоятельной семьи, ни преданной горничной, ни терявшихся перед петербургской аристократкой смотрителей и комендантов... А были — езда в нетопленых вагонах, мешочники и озлобленный люд. Были заградительные отряды с хлебнувшими сладкой безнаказанности плохо говорящими по-русски стрелками...»
Хранительница музея и памяти
Позднее Елизавета Самарина вышла замуж за художника Николая Сергеевича Чернышова. За первые пять лет брака родила троих детей. А в декабре 1941-го её мужа арестовали — за то, что писал иконы и дружил со священниками, а портреты советских «вождей» писать отказывался. Приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан, но, не доезжая до места ссылки, художник Чернышов скончался. Елизавету долго не пускали в Москву из эвакуации, потом, когда она с детьми всё же вернулась, не давали работу: она ведь была «женой врага народа». Только спустя время ей удалось устроиться в Поленовский музей бухгалтером, а потом хранителем.
Дочка «Девочки с персиками» буквально возродила музей из праха: после Великой Отечественной там всё было разрушено, экспонаты свалены в кучу, многие картины отсырели и испортились... Елизавета Самарина-Чернышова долго, упорно и кропотливо восстанавливала экспозицию, наводила порядок, реставрировала и ремонтировала. Она прожила 80 лет и умерла в 1985 году, оставив после себя книгу мемуаров, в которой подробно описана жизнь нескольких поколений семьи Самариных. А мы уже рассказывали о судьбе другого русского художника, Михаила Врубеля, и женщины, которую он всю жизнь изображал на своих картинах в образе Демона.