Вера Комиссаржевская: стала «Чайкой», пережила предательство, умерла от оспы
Отец — знаменитый певец, тайное венчание
8 ноября 1864 года в семье знаменитого тенора Мариинского театра Фёдора Комиссаржевского родилась дочь Вера, которой в будущем суждено было стать величайшей драматической актрисой мира. Матерью актрисы была Мария Шульгина, дочь командира Преображенского полка. Фёдор Комиссаржевский давал Марии частные уроки пения и девушка без памяти влюбилась в своего учителя. Она опасалась гнева отца и не решилась сказать ему о намерении связать свою жизнь с певцом. Поэтому Федор Комиссаржевский и Мария Шульгина тайно обвенчались в Царском Селе. Вскоре родилась Вера, а затем еще две дочери – Надежда и Ольга. С детских лет Вере нравилось наблюдать за тем, как ее отец разучивал роли, она любила бывать за кулисами Мариинского театра. В доме Комиссаржевских часто бывали известные актеры, певцы и композиторы. Отец будущей актрисы особенно был дружен с композитором Модестом Мусоргским.
Вера часто играла и пела в домашних спектаклях, устраиваемых ее родителями. У девочки была прекрасная память – она запоминала стихи с первого чтения. С 10 лет Вера обучалась в частных гимназиях и пансионах, была и на домашнем обучении. Учителя бывали часто недовольны своей ученицей — она так же легко увлекалась новым предметом, как и теряла интерес к нему. Юной Комиссаржевской исполнилось 17 лет, когда отец оставил семью. Он был на гастролях и влюбился в литовскую княжну Курцевич, на которой женился. Все три дочки, боготворившие отца, очень тяжело пережили развод родителей. Помимо душевной травмы, уход отца нанес им и ощутимый финансовый удар.
Хотела быть просто женой
Несмотря на явные задатки актрисы, Вера поначалу не собиралась посвящать себя этой профессии. Привлекательная молодая девушка мечтала о семье – любимом муже, детях. Девятнадцатилетняя Комиссаржевская пользовалась успехом у противоположного пола, из нескольких претендентов она выбрала 22 –летнего графа Владимира Муравьёва. Он увлекался живописью, в то время обучался в Академии художеств, позже стал известным художником-пейзажистом. В 1883 году молодые сыграли свадьбу и Вера, обожавшая своего мужа, с радостью окунулась в семейную жизнь.
Однако молодого мужа чрезмерная любовь жены раздражала. Он пил, устраивал скандалы, постепенно отдалялся от Веры, а потом и вовсе перестал с ней разговаривать. Она надеялась, что связав свою жизнь с художником, будет через него и сама служить искусству, но однажды Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что тебе еще?».
Пыталась покончить с собой
Не прошло и трёх лет после свадьбы, как Вера узнала об измене мужа с её младшей сестрой Надей. Она застала приехавшую в гости родственницу в объятиях супруга. К тому же выяснилось, что Надя ждет ребёнка от Муравьёва. Комиссаржевская была потрясена таким двойным предательством близких людей. После неудачной попытки отравиться она оказалась в психиатрической клинике, где провела месяц. После этого Вера ещё несколько лет приходила в себя. Поддержку оказывала вторая сестра, Ольга – она подолгу разговаривала с Верой, читала ей вслух, они вместе гуляли. А доктора советовали Комиссаржевской найти себе занятие, которое её бы полностью захватило. Таким занятием для Веры Комиссаржевской стал театр.
Замуж она больше не выходила. Хотя несколько лет встречалась с морским офицером Сергеем Зилоти, затем за актрисой ухаживали многие выдающиеся деятели культуры. Романтические отношения связывали ее с главным режиссером Александринки, Евтихием Карповым, с актером этого же театра Николаем Ходотовым, с поэтом Валерием Брюсовым.
«Она плачет настоящими слезами»
Комиссаржевская брала уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Давыдова. Она переехала к отцу, который развелся со своей литовской княжной и помогала ему с учениками. Однажды один из учеников отца, будущий основатель театральной школы по своей системе, Константин Станиславский предложил Вере подменить в спектакле заболевшую актрису. Так в 29 лет началась ее актерская карьера. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из главных сцен страны – в 1896 году она впервые играла на сцене Александринского театра. Первый большой успех ей принесла роль Ларисы в «Бесприданнице».
Современник Комиссаржевской, актёр Соломон Михоэлс делился впечатлениями об игре актрисы: «Когда Вера Федоровна-Лариса выходила на сцену и, не произнося еще ни единого слова, прохаживалась с Карандышевым, вы уже чувствовали, что на сцене как бы появился целый новый мир». Даже прима Александринки, актриса Мария Савина советовала знакомым: «Пойдите посмотрите эту актрису, это редкая актриса...». А зрители в антракте шептались: «Ну надо же, она плачет настоящими слезами!».
Перед смертью приснился Чехов
В первый же год службы на Александринской сцене Вера играла роль Нины в спектакле по новой пьесе Чехова «Чайка». Премьера состоялась 17 октября 1896 года и оказалась провальной. На спектакле присутствовал и сам Антон Павлович, он покинул зал после второго акта и до ночи бродил по городу, а утром уехал из Петербурга. Провал спектакля отчасти объяснялся тем, что поставить его нужно было в очень короткий срок – всего за десять дней. «Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла "Чайку" в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила "Чайку", и была она моей — я жила душою Чайки... Быть Чайкой — мне радость», — вспоминала Комиссаржевская. Вторая постановка этого спектакля прошла уже с ошеломительным успехом.
Отметим, что до самой смерти Чехова в 1904 году, актриса и писатель поддерживали отношения, правда, они не отличались особой задушевностью. Сохранились несколько десятков писем Комиссаржевской к Чехову. Вера была влюблена в драматургию Антона Павловича (а по некоторым данным и в него самого), стремилась к творческому союзу с писателем, но встречала деликатный отпор. Чехову была понятна одухотворенность актрисы на сцене, но отталкивала экзальтация, свойственная Комиссаржевской в жизни и в письмах. Актриса пережила Чехова на 6 лет. Любопытно, что за несколько дней до собственной смерти в Ташкенте она увидела Антона Павловича во сне и решила, что это «хорошее предзнаменование».
«Скучен, как понедельник»
Комиссаржевская прославилась в качестве драматической актрисы, наверное, поэтому при личном знакомстве многих удивляло, что актриса могла быть весёлой и остроумно шутить. Она любила неожиданные сравнения. Например, о поэте Дмитрии Мережковском говорила, что он «скучен, как понедельник», о писателе Максиме Горьком — «нечетный и ни на что не делится», а поэту Андрею Белому она сказала: «Вы синий и невнимательный».
Уволила Мейерхольда
Популярность актрисы с каждым спектаклем росла, как снежный ком, катящийся с горы. «Как чествовали вчера госпожу Комиссаржевскую, так чествуют только воина—героя, любимого писателя, уважаемого профессора, заслуженного общественного деятеля», — писали газеты после одного из ее бенефисов. Одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, знаменитая актриса Мария Ермолова, восхищенная игрой Комиссаржевской, лично приносила ей за кулисы цветы. Однако мысли актрисы были далеки от успеха на сцене Александринки, у неё появилась мечта создать свой театр. Для того, чтобы накопить деньги, Вера отправилась в двухгодичный тур по России. 15 сентября 1904 года ее мечта сбылась — Комиссаржевская возглавила собственный драматический театр. Первые два года главным режиссером театра был её сводный брат – Фёдор Комиссаржевский, затем Вера пригласила ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти.
Кроме того, творческие взгляды режиссера—экспериментатора и лирической актрисы сильно отличались друг от друга.
В Ташкенте накупила тюбетеек
Несколько лет спустя, актриса приняла непростое решение уйти из своего театра. В мае 1908 года во время гастролей Комиссаржевской в Нью-Йорке американские журналисты назвали ее лучшей драматической актрисой современности, отметив неповторимость ее игры. Летом 1909 года она загорелась новой идеей – создать театральную школу. В поисках средств актриса отправилась в длительные гастроли по Сибири, Дальнему Востоку и Азии. Новый, 1910 год артисты встретили в Баку, затем на пароходе перебрались в Среднюю Азию. 17 января труппа на поезде прибыла в Ташкент. В честь приезда актрисы друг детства по Петербургу, Андрей Фрей устроил теплый прием в своем доме.
Все спектакли проходили при переполненных залах, с бурными овациями, цветами, восторженными рецензиями в газетах. По воспоминаниям друзей, Вера Федоровна находилась в прекрасном расположении духа, строила творческие планы на будущее, думала о своей школе. Ташкент ей пришелся по душе. Между спектаклями она осматривала достопримечательности города, на восточном базаре накупила тюбетеек, пиал, чеканных изделий. Казалось, в Ташкенте, фортуна вновь улыбнулась ей. Но успех гастролей неожиданно омрачается. Друг за другом заболели оспой четверо ведущих актеров и театральный парикмахер. Больных срочно госпитализировали.
Оспа изуродовала лицо
Вечером 26 января перед спектаклем Комиссаржевская почувствовала себя плохо, но все же поехала в театр. Объявленный спектакль заменили более легким — «Бой бабочек», она доиграла его превозмогая себя. Публика аплодировала великой актрисе в последний раз. Этот спектакль стал последним в ее жизни. На следующий день она уже не смогла подняться с постели. Врачи поставили неутешительный диагноз – оспа. Из гостиницы Веру перевезли в дом Фрея, где для нее были созданы все удобства и организовано лучшее лечение. Однако болезнь не отступила - оспа изуродовала прекрасное лицо актрисы, затем руки и тело.
Актриса попросила сжечь письма, хранящиеся в шкатулк,е и завещала похоронить себя в закрытом гробу, чтобы никто не увидел, какой её сделала болезнь. Она умерла 10 февраля 1910 года в возрасте 45 лет. К слову, остальные пять человек из труппы Комиссаржевской, заболевшие оспой, выздоровели.
«Погасли звезды синих глаз»
Спустя несколько дней гроб с телом великой актрисы был доставлен в Москву, а затем в Петербург. На заупокойную службу в соборе Святого Александра Невского распространялись билеты, для того, чтобы хоть как-то ограничить огромное количество желающих присутствовать на отпевании. Вера Комиссаржевская была похоронена в Санкт—Петербурге на Тихвинском кладбище.
На кончину великой актрисы Александр Блок написал:
Что в ней рыдало? Что боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз...