Три холодных женщины обаятельного Дуремара. Биография Владимира Басова
Владимир Басов родился в поселке Уразово Белгородской области в семье учительницы и кадрового офицера с финскими корнями Павла Басултайнена (фамилию которого, став артистом, сын сократит до удобного для произношения Басова). Актер в своих интервью вспоминал, что карьера военного предполагала переезды, потому где они только не жили: Воронеж, Курск, Липецк...
Когда мальчишке было всего восемь, отец погиб на войне. Чтобы оставшаяся без кормильца семья не нищенствовала, маленький Володя с мамой отправились жить к его дяде — в Железнодорожный. Только там будущий актер, наконец, пошел в школу. До этого его образованием занималась только мама. Блестящий педагог, она смогла дать сыну необходимые знания за два года обучения, так что педсовет новой школы принял решение зачислить мальчика сразу в третий класс.
Но талантливой матери будущего артиста не сиделось на месте. Скоро она получила хорошую работу в Калинине, и семья снова переехала. Все детство Басова — круговерть городов, разных школ и новых людей. Постоянная смена декораций и характеров вокруг научила Владимира внимательнее присматриваться к людям и ситуациям. К выпускному классу, который он заканчивал в Москве, Басов определился с будущей профессией — он решил стать режиссером.
Война
Школа мужества (1954)
Окончив школу в 1941-м, выпускник отправился во ВГИК — наводить справки о вступительных экзаменах. Он уже начал готовить необходимую программу, когда услышал по радио знаменитое обращение Левитана, торжественно и скорбно объявившего, что началась война. Сын офицера и настоящий мужчина, Басов не смог оставаться в стороне. Он отложил свою мечту о режиссерской карьере, приписал год в документах (будущему актеру не было восемнадцати) и отправился в армию.
Талантливого юношу прикрепили к интендантской бригаде, в которой он быстро дослужился до лейтенанта. Но спустя 150 концертов на передовой Владимира отправили в минометную бригаду. Его полк считается геройским — на счету солдат этой бригады множество подвигов. Басов прослужил там до самого конца войны. В последний год Владимир получил ранение, был госпитализирован и даже мог быть комиссован, но настоял на том, чтобы вернуться в свой полк.
9 мая Басов встретил в звании капитана, с медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной звезды». Высшее военное руководство прочило Владимиру Павловичу военную карьеру, но продолжать дело отца он не захотел. После войны отправился исполнять давнюю мечту — поступать во ВГИК.
Режиссер
Я шагаю по Москве (1963)
На режиссерское отделение он поступил только спустя два года после войны, зато быстро стал ассистентом режиссера, а потом и сам начал пробовать себя в роли главного на съемочной площадке. Его режиссерским и актерским дебютом стала «Школа мужества», в которой Басов впервые сыграл в эпизоде. Фильм был положительно встречен критиками, а реакция публики вселила в молодого режиссера уверенность.
Но знали Басова все же за его актерскую, а не режиссерскую работу. Ворчун-полотер, мастерски сыгранный Владимиром Павловичем в фильме «Я шагаю по Москве», сделал его знаменитым. Теперь актера узнавали на улице, подходили пожать руку, потрепать по плечу.
Он шагает по Москве
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
С этой ролью связана интересная история. Дело в том, что в жизнерадостном кинофильме вообще не было никакого полотера. Но еще на этапе читки сценария режиссер получил замечание от худсовета. Дескать, здесь нужен герой с критическим мышлением. Роль, которую потом сыграл Басов, придумали на ходу, взяли в эпизод какого-то актера, который в день съемок заболел, да так и не явился на площадку. Басова режиссер увидел случайно: тот шел по коридору в другой павильон, где готовил свою работу. Коллеги попросили помочь — он не смог отказать.
В результате — запоминающиеся черты лица, характерные движения, сипловатый голос и особая харизма сделали эпизод с ворчуном особенной изюминкой кинофильма, а Басова — популярным актером сначала у режиссеров, а потом у зрителей. Поговаривают, сам Михалков, отсмотрев эпизод, негодовал и требовал заменить Басова, так как его незначительный герой, получается, оттягивает внимание зрителя от главных героев! Но Данелия капризы начинающей звезды проигнорировал, оставив все кадры с Владимиром Павловичем на месте.
Любовь
Опасный поворот (1972)
Трижды актер был женат. Всех его жен объединяла специфическая хрустальная красота, внутренняя холодность и эгоцентричность. Сплетники поговаривают, что красавицы, окружавшие режиссера, готовы были клясться ему в любви, лишь бы находиться поблизости к кинематографу и быть уверенными, что не останутся без ролей.
Первой женой стала актриса Роза Макагонова, с которой Басов познакомился во время учебы. Однокурсники завидовали: юноша с такой нестандартной внешностью так легко завоевывает сердца самых отменных красавиц! Харизма и талант, и вот, даже самая очаровательная Розочка согласилась стать его женой!
Как и других жен, Владимир снимал Макагонову в своих лентах, а также договаривался с другими режиссерами, чтобы и те не обделяли супругу вниманием. Рядом с Басовым Роза стала знаменитой артисткой и так боялась потерять роли, что ультимативно отказалась рожать ему детей. Это была главная причина их расставания.
Фатеева
Когда покорять Москву приехала такая же прохладная красавица Наталья Фатеева, Басов был в числе первых, кто с ней познакомился. Актриса вспоминает, как была влюблена в талантливого и словно бы одержимого идеей кино мужчину. Они поженились, и скоро у Басова появился долгожданный наследник — сын Владимир. Однако перспективная актриса не собиралась тратить на мальчика много времени.
Сегодня ни для кого не секрет, что ныне успешный режиссер Владимир Басов-младший воспитывался у родителей Натальи, куда она сама наведывалась раз в полгода на несколько дней. С Басовым же они расстались. Актриса вспоминает, что он все ждал, когда начнет увядать ее красота. Но женщина продолжала цвести, режиссер — ревновать, ребенок — жить отдельно. Сплетники приписывают Фатеевой неверность, а Наталья вспоминает об алкогольной зависимости мужа. Как бы то ни было, этот брак тоже быстро распался.
Третий развод
Москва слезам не верит (1979)
Третьей женой Владимира Басова стала актриса Валентина Титова. На пробах к картине «Метель» режиссер, впервые увидевший Валю, сразу заявил: «Женюсь!». Актриса рассмеялась и еще долго держала оборону, не оттаивая от оригинальных и романтичных ухаживаний Басова. Но и ее крепость пала.
В этом браке у Владимира Павловича родилось двое детей — сын Саша и дочь Лиза. Он был счастлив, ведь самыми любимыми работами для актера Басова были роли в детских фильмах. К слову, снимавшиеся с ним в «Золотом ключике» и «Красной шапочке» дети вспоминают, как висели на обаятельном дяде Володе гроздьями в перерывах между дублями.
Только спустя много лет выяснится, что и Валентина Титова тоже не уделяла много внимания семье и детям, была занята собой и своей карьерой. Развод с ней проходил по тому же сценарию, что и с Фатеевой, и она тоже констатировала: Басов выпивает. Ее уход режиссер переживал острее всего. Он действительно злоупотреблял алкоголем, осунулся и стал начал болеть. Частые спутники депрессии — сосудистые заболевания — не обошли артиста стороной.
У Басова случился инсульт, после которого он перестал снимать и сниматься и работал лишь в качестве консультанта. Сын вспоминает, что хоть как-то спасаться от тяжелых мыслей Владимиру помогали звонки с Мосфильма, туда он по-настоящему рвался. Но второй инсульт порядком сдавший за годы тоски режиссер не пережил.
Читайте также: Тайны популярности Светланы Чуйкиной