Тот самый кардинал Ришелье. История Александра Трофимова
Самый знаменитый в СССР кардинал родился в обычной семье в Москве. Родители от искусства были далеки, разве сам город давал возможность выбирать что и как хочет делать мальчишка. Так Саша, еще подростком, забрел в студию самодеятельного театра и был им очарован.
Спустя несколько постановок худрук отвел паренька в сторонку и сказал, что у того талант. Он посоветовал подростку не терять времени и готовиться к поступлению в театральный. Но Александр не особенно прислушался, пока не попал на какой-то спектакль в театре на Таганке.
Высоцкий
Там он увидел на сцене высокого человека – он играл с необычайным жаром, заряжая воздух грандиозной энергией и гипнотизируя зрителей. Трофимов был впечатлен. Только этим он теперь хотел заниматься. Только сюда мечтал попасть после вуза.
Тогда он еще и подумать не мог, что вскоре встретится с легендарным Высоцким на этих подмостках уже как коллега. Вместе они сыграют в «Преступлении и наказании». Трофимов – Раскольникова, Высоцкий – Свидригайлова.
Почти бог
Удача сопутствовала молодому таланту: вскоре Трофимов поступил в Щукинское, откуда распределился на службу в тот самый театр на Таганке. Перед самыми пробами в «Три мушкетера» он получил еще одну сложную и неоднозначную роль на подмостках – играл Иешуа, литературного Христа, в «Мастере и Маргарите».
Ему было 26. Если театральная Москва уже начала узнавать и интересоваться молодым актером, то страна знать не знала Трофимова. Поэтому грандиозных ролей ждать не приходилось.
Не главная роль, но важная. И артист полетел на пробы.
Прилетает и прямо с порога выясняет, что Рошфор уже выбран. Его будет играть Борис Клюев. А Трофимова, раз уж он прилетел, так и быть попробуют на офицера-фанатика, которого Миледи перетащит на свою сторону. Пока сдержанный Трофимов полыхал внутренней яростью, Клюев должен был показать режиссеру сцену разговора с кардиналом – Трофимова попросили накинуть кардинальскую мантию и подыграть.
Кардинал
Позднее в интервью он расскажет, что специально не старался, но едва накинув мантию почувствовал опору и как будто понял и самого Ришелье – неспешного и надменного, и манеру его поведения. Не глядя на Клюева, стал читать по бумажке текст, который, понятно, впервые видел. А потом поднял глаза и обнаружил, что вокруг столпилась вся съемочная группа.
С минуту молчали, потом зашушукались. Александр Алексеевич понял, что что-то произошло. Наконец, к нему подошел режиссер.
Отказывать Трофимов, конечно, не собирался.
На следующий день высокого статного юношу с тонким дворянским профилем загримировали, подобрали костюм и парик. Теперь в сцене появилось еще больше органики, и Юнгвальд-Хилькевич принял решение взять на роль кардинала именно его. Молодого артиста пришлось пробивать в Минкульте. Те наотрез отказывались брать совсем молодого Трофимова на такую ответственную, одну и главных ролей. Тем более, что, по слухам, Ришелье уже был обещан Михаилу Козакову.
Отдал голос
Но режиссеру удалось отстоять артиста. Трофимов рассказывает, что буквально жил в самолете – летал то на спектакль, где играл самого Господа, то на съемки, где перевоплощался в кардинала. Да так, что потом с трудом выходил из роли.
Вот только озвучивать Ришелье Трофимову не дали. Если грим делал 26-летнего парня взрослым кардиналом, то голос выдавал еще совсем юные, звонкие ноты. Здесь-то и был привлечен Михаил Козаков. Его манера и темп речи соответствовали статусу значимой исторической фигуры. Так что всем известный Ришелье говорит голосом Козакова.
Новые роли
После премьеры чудесных «Мушкетеров» им заинтересовался режиссер Михаил Швейцер. Он приглашал артиста в три свои проекта – «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерову сонату». Трофимов отзывается о режиссере, как о человеке очень тактичном и самым внимательным образом относящемся к артисту.
Потом Трофимов снялся еще в нескольких кинолентах, но основную часть жизни посвятил все-таки театру. Интересно, что «кардинал» никогда не давал повода посудачить о нем. Даже имя жены всегда держал в секрете.
Что касается кино, артист по-прежнему редко снимается, выбирая самые интересные постановки и чаще все, конечно, по классике. В 2014 году вышел фильм Владимира Котта с участием Трофимова по мотивам горьковской повести «На дне». Поклонники, обожающие артиста за роль Ришелье, ждут его новых фильмов, ведь не все они могут выбраться в столицу на спектакль, чтобы увидеть любимого артиста.