«Я тебе денег на такси не давала!» Как мама Татьяны Лиозновой помешала её роману
Сильный характер
Мама Ида Израилевна воспитывала Таню в одиночку: ее муж погиб в первые годы Великой Отечественной, при обороне Смоленска. Вместе с дочкой они шили одежду на продажу — долгое время жить было просто не на что. Тяжелое детство так закалило характер Тани, что она не сломалась даже когда ее отчислили с первого курса ВГИКа за профнепригодность. Мастер посчитал, что она слишком молода и неопытна для профессии режиссера. Спорить Лиознова не стала, а свою «пригодность» доказала делом: поставила спектакль с другими отчисленными студентами и показала его преподавателям. Ее приняли обратно.
После окончания вуза испытания не закончились. Быть женщиной-режиссером, да еще из еврейской семьи — задача не для слабых духом. Едва распределившись на Киностудию им. Горького, Лиознова потеряла работу: уволили «по национальному признаку».
Кино она не бросила. Работала «на подхвате», давала знак о начале съемок «хлопушкой», потом стала осветителем, монтажером... И в итоге получила место второго режиссера. «Я знаю кино изнутри», — строго говорила Лиознова при малейших подозрениях в недобросовестности работников съемочной площадки. Ее первой самостоятельной работой стал фильм «Память сердца» 1958 года. После этого больше никто не смел посягать на режиссерский статус Татьяны Лиозновой.
«Я тебе денег на такси не давала!»
Еще сидя без работы, она решила взяться за подработку в «Литературной газете», которую в то время возглавлял поэт Константин Симонов. Новую сотрудницу он сразу приметил, а той было лестно, что такой мужчина оказывает ей знаки внимания. Конец этим ухаживаниям положила мама Лиозновой — Ида Израилевна. Увидев однажды, как дочь возвращается домой на такси в сопровождении взрослого мужчины, она строго спросила:
— Я давала тебе деньги на такси? Я тебе денег на такси не давала!
«Где я и где Симонов?» — подумала Лиознова после выволочки от матери и редактора с тех пор избегала.
Служебный роман и служебный конфликт
Ее вторым мужчиной стал знаменитый «Остап Бендер» — актер Арчил Гомиашвили. Он красиво ухаживал, дарил цветы, поддерживал в профессии... пока Лиознова не начала готовиться к съемкам «17 мгновений весны». Она долго не могла утвердить актера на роль Исаева-Штирлица. Точно знала, каким он должен быть в фильме, — и никак не могла найти такого на пробах.
Однажды Лиознова и Гомиашвили ехали в машине с автором сценария «Мгновений» Юлианом Семеновым, и тот намекнул, что вот же он, вероятный кандидат на главную роль. На что Татьяна отреагировала веселым смехом: «Как представила этого Бендера в роли русского разведчика!»
«Просто я знала, что Штирлиц должен быть ДРУГОЙ, вот и все», — объясняла она много лет спустя свое решение.
Этот смех он ей так и не простил. Лиознова и Гомиашвили расстались, а вот идеальный Штирлиц вскоре нашелся: в Вячеслава Тихонова в этой роли были влюблены все женщины Советского Союза.
«На меня не следовало давить»
«17 мгновений весны» ждал невероятный успех. Татьяна Лиознова получала письма мешками от людей со всей огромной страны — и читала каждое.
«Популярность эта была для нас совершенно неожиданной. Ведь когда картина вышла, она совершенно не рекламировалась! И с первого же дня началось... улицы пустели, а в магазинах можно было купить все что угодно, потому что почти не было покупателей. Потом поступили статистические данные, что Мосэнерго пришлось запускать дополнительные мощности, потому что потребление электричества во время показа сильно возрастало», — рассказывала режиссер в одном из своих последних интервью.
Лишь через 7 лет после окончания «Мгновений» она возьмется за съемки нового фильма. И натолкнется на неожиданное препятствие. В 1980-м году она встречалась с академиком Владимиром Кириллиным, заместителем председателя Совета министров СССР. Узнав, о чем будет новый фильм Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся», он сразу же заявил: «Не лезь в это, тебя посадят».
Фильм она все-таки сняла, а вот с Кириллиным вскоре рассталась. «Не то чтобы я его не любила... Просто на меня не следовало давить», — скажет потом Лиознова. Сильной женщине всегда сложно найти такого же смелого мужчину.
Замужем за кино
На личное счастье она больше не претендовала. Тем более, что уже долгие годы, невзирая на менявшихся кавалеров, в ее жизни был один постоянный мужчина — близкий друг, летчик-испытатель Василий Колошенко. Они познакомились в конце 60-х, через общего знакомого. Колошенко управлял вертолетом, с которого киношники снимали пейзажи Арктики. Его супруга к тому времени умерла, оставив Василия одного с тремя детьми. С одной из них — Людмилой — Лиознова станет особенно близка.
Вместе они будут с волнением ждать Василия с испытаний, Татьяна придет на защиту Людиной диссертации, а та в последние годы жизни Лиозновой будет дежурить в ее больничной палате. Лиознова называла ее «Людусей» и всем представляла как названную дочь. А вот подробности своих отношений с Колошенко не раскрывала — не любила, когда лезут в личную жизнь.
Перед своей смертью 29 сентября 2011 года Татьяна Лиознова долго болела: сначала перенесла операцию по удалению доброкачественной опухоли, потом инсульт... Но все испытания режиссер переносила с достоинством — даже тот факт, что актеры, когда-то ставшие настоящими звездами благодаря ее фильмам, крайне редко интересовались ее здоровьем. Гораздо больше физической немощи ее волновал тот факт, что она больше не может снимать.
«Я сейчас вообще многого не понимаю, я не могу быть "властителем дум". Ведь мы, художники — "властители дум", мы внушаем чувства, какое-то нравственное, благородное отношение к течению жизни. Это должны нести герои, так я это понимаю. А сейчас у меня ощущение, что моя великая страна потеряла то, за что ее любили, боялись и уважали. И мне очень больно от этого».