Татуля – муза художников. Вдохновляющая Татьяна Пилецкая
Урожденная Татьяна Людвиговна Урлауб происходила из семьи немецких эмигрантов. В неспокойное советское время родители срочно поменяли дочке отчество – чтобы политические игры не распространились хотя бы на нее. Будущая звезда стала Татьяной Львовной, однако свою немецкую фамилию носила вплоть до первого замужества.
Крестный
Детство маленькой Татули, как ее называли родные, было безоблачным: она жила в большом светлом доме с родителями, братом и бабушкой, любила свои игрушки и рано начала увлекаться танцами. Ее крестным был знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин, который однажды задумал писать портрет «Девочки с куклой».
В натурщицы сразу была избрана Татьяна. Мама нарядила дочь в белоснежное кружевное платье, вручила любимую куклу – ее на день рождения подарил папа девочки. Актриса признается, что не расставалась с этой игрушкой. Тату усадили на веранду – позировать художнику. Сеансов было несколько – неподвижно, в красивом платье и с любимой игрушкой девочке приходилось сидеть еще по крайней мере раз пять.
Крестный, с дочерью которого Татьяна устраивала домашние концерты, увидев несколько раз, как девочка танцует, сначала посоветовал, а потом настоял на том, чтобы ребенка отдали в балетную школу. Изящной и гибкой от природы Татьяне очень шло заниматься классической хореографией. Мама девочки послушалась художника, а через пару лет получила настоящую точеную балерину.
Фигурка
Такой ее увидел знаменитый художник Алексей Пахомов. Петров-Водкин к тому времени уже умер, но родители Татьяны продолжали поддерживать отношения с семьей и кругом художника.
Пахомов обратил внимание на маленькую танцовщицу и признался, что давно думает написать такую картину. И Тата позировала снова. На этот раз по эскизам и наброскам художника была выполнена фарфоровая фигурка юной балерины, завязывающей пуанты. Сейчас она хранится в Русском музее.
Война
А потом началась война. Вместе с мамой Татьяну эвакуировали в Пермь. Она рассказывает, что, по сравнению с голодным блокадным Ленинградом, она там жила в куда более лучших условиях, однако и в эвакуации приходилось и голодать, и мерзнуть.
Девочка сильно скучала по родным и мечтала поскорее вернуться к бабушке, к брату... но оба не пережили войну, а старая, привычная жизнь с теплым уютным домом, игрушками и полной семьей навсегда осталась для взрослеющей девушки в прошлом.
Вернувшись после войны домой, мама с дочерью обнаружили, что могут жить разве что в одной из комнат дома, принадлежавшего семье: большую квартиру уплотнили, теперь в других комнатах жили совершенно посторонние люди. К тому же отец семейства был репрессирован. Он вернется домой лишь в конце 50-х....
Муза
Татьяна понимала, что после военных голодных лет, физического и морального истощения уже не сможет вернуться к серьезным занятиям балетом и стать знаменитой балериной. И она предпочла похожую профессию – актрисы.
Уже во взрослом возрасте Пилецкая увидела себя-маленькую, в то безоблачное время, когда ее родительский дом был счастливым и уютным, шумным от голосов папиных приятелей, радостным от бабушкиных сказок и добрых маминых прикосновений. На выставке в Русском музее, где экспонировалась «Девочка с куклой или Портрет Татули».
После она вдохновит еще не одного режиссера, и будет блистать на сцене со студенческих времен по сей день: в сентябре 2018 Татьяна Пилецкая снова вышла на сцену театра «Балтийский дом» в главной роли в спектакле «Ма-Мурэ», а уж скольким мужчинам талантливая красавица вскружила головы!
Однако, как и подобает настоящей музе, она относится к своему вкладу в искусство спокойно и с достоинством и продолжает заниматься творчеством, пока есть для этого и силы, и талант.
Фото: Persona Stars, РИА Новости, М. Трахман/РИА Новости