Тайна триумфа невероятной Любови Орловой
Всю жизнь Люба Орлова писала в официальных бумагах, что происходит из простой интеллигентной семьи. Потому, что к реальным сведениям о семье восходящей звезды едва ли отнеслись бы с пониманием. Дело в том, что Орлова происходила из старинного дворянского рода — тех самых Орловых, которые упоминаются в учебниках истории.
В начале XX века, когда родилась будущая актриса, семья была в родстве с Львом Толстым. Однажды приехав в гости, он подписал девочке книгу: «Любочке Орловой — Лев Толстой». Позже ей приходилось врать, что книгу с подписью она получила по почте, отправив ребенком ему письмо с жаркими признаниями.
Как и было принято в дворянских семьях, Любу с младенчества обучали музыке и языкам, а также поощряли ее участие в домашних спектаклях. У девочки прослеживался явный драматический талант, но службу актрисой не поощряли родители. К тому же у Любы рано обнаружилось редкое заболевание — болезнь Меньера, в связи с которым она часто испытывала головокружения и не слишком четко могла управлять вестибулярным аппаратом. Мечтать приходилось лишь о должности пианистки.
После революции семье жилось несладко. Любовь понимала, что после школы нужно получить прикладную профессию, которая поможет зарабатывать деньги. Она поступила в Московскую консерваторию, но окончить ее так и не смогла: болезнь дала о себе знать, да еще и финансовое положение семьи стало совсем плачевным. Содержать взрослую дочь Орловы уже не могли.
Лишили мужа
к/ф «Цирк» (1936)
В двадцатых годах Любовь Петровна устраивается преподавателем, подрабатывает тапером — озвучивает с помощью музыки немые кинофильмы, а также начинает идти к воплощению своей мечты — брать уроки актерского мастерства.
В это же время красивая и бойкая Орлова вышла замуж за заместителя начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия Андрея Берзина. Финансовая жизнь в браке с большим начальником начала налаживаться, но долго семейное счастье не продлилось. Спустя четыре года совместной жизни, Берзина арестовали по делу Трудовой крестьянской партии. Забирали, как часто в те годы — ночью, в тишине, без объяснений.
На протяжении нескольких лет от Берзина не было никаких вестей. Муж просто пропал, а разузнать о нем не представлялось возможным. Орлова уже отчаялась найти его и даже завела серьезную интрижку с австрийским импресарио по имени Франц. Но все силы отдавала развитию в профессии: пела, профессионально танцевала — с элементами акробатики, а также играла на сцене.
Именно там ее заметил Григорий Александров, когда искал исполнительницу главной роли в свою картину «Веселые ребята».
Марлен Дитрих
Режиссер потом рассказывал легенду о том, как упрашивал блистательную Орлову участвовать в его кинофильме и был счастлив, когда ледяной взгляд красавицы потеплел и она согласилась. Но очевидцы ставят под сомнение слова Александрова, хоть и преклоняются перед его способностью разработать и до конца соответствовать имиджу поклонника таланта супруги.
На самом деле 31-летняя Любовь Орлова, хоть и обладала аристократическими тонкими чертами, но особенной красотой не блистала. Отпечаток на актрису наложил и уже не юный возраст, и годы бедности. Когда она проходила отборочный тур на роль Анюты, режиссер завернул ее. Пришлось уговорить подругу, чтобы та устроила ей как бы случайную встречу с Александровым — в узком дружеском кругу. Именно там Люба раскрыла все свои таланты и впечатлила, наконец, Григория Васильевича.
В современном мире любой киноман спокойно проведет параллель: Орлова была советской Марлен Дитрих, а Александров не гнушался использованием образов Марлен в своих фильмах. Но в середине прошлого века в СССР простые люди и не слыхивали о такой актрисе.
Тем временем режиссер заставлял Орлову делать пластические операции, чтобы добиться сходства с великой Дитрих, а также вложил огромные деньги, чтобы Любовь Петровна смогла заменить свои зубы на великолепные фарфоровые.
Свои темно-русые волосы она впервые выбелила тоже под его чутким руководством.Работала над сохранением своей талии в 42 см, ежедневно занимаясь у балетного станка, носила длинные перчатки, пряча некрасивые руки... Сегодня принято считать: красавицу и звезду уровня Голливуда из нее сделал режиссер и муж Григорий Александров, рассмотрев настоящий, пусть и не ограненный бриллиант.
Подруга Сталина
к/ф «Ошибка инженера Кочина» (1939)
Александров тщательно следил за тем, чтобы на киноленте любимая была вечно молода и хороша собой, светилась белоснежной улыбкой и сияла кожей. С врожденными головокружениями тоже боролись вместе: каждое движение режиссер и актриса тщательно отрабатывали. Подбирали свет и фон, чтобы Орлова в кино была идеальной: высокой (при 1,58 см роста!), стройной (актриса внимательно следила за питанием и занималась гимнастическими упражнениями, а также танцевала) и, конечно, молодой.
Сыграв подряд в пяти кинофильмах, Любовь Петровна быстро стала любимицей публики номер один, а также — воспитанная очаровательная и талантливая дворянка пришлась ко двору генсека — самого Иосифа Виссарионовича Сталина!
Свидетельств о том, какой характер носила эта дружба, не осталось: никому не приходило в голову спрашивать, чем занимается Орлова со Сталиным, когда пропадает у него на несколько дней. Однако близкие актрисы рассказывали: на даче у Орловой был телефон с прямой связью с вождем.
Телефонисткам было приказано, когда бы ни позвонила Любочка, срочно соединять. Разговоры могли идти по целому часу. Когда генсек скучал по подруге, присылал за ней автомобиль, который увозил Орлову в неопределенном направлении порой — на несколько дней.
Однажды вождь изъявил желание сделать для нее, что угодно. Она попросила узнать, где теперь ее первый муж. Оказалось, жив: Берзин был сослан в Казахстан, где занимал вполне нормальную должность. Актрисе было предложено воссоединиться с супругом, если она захочет, но такая перспектива Орлову не прельщала: она уже «похоронила» Андрея, и собиралась замуж за Александрова.
В свободных отношениях
к/ф «Русский сувенир» (1960)
Странным кажется одновременное замужество и имидж красивой кинематографической пары и полная представленность Орловой самой себе. Как рассказывали соседи Орловых-Александровых по даче, однажды охладев друг к другу в постели, актриса и режиссер так и не сумели найти других ценностей в семейной жизни, и интимное общение быстро прекратили, договорившись сохранять брак для вида.
Известно, что муж и жена называли друг друга по имени отчеству и на «вы», а в доме каждый оборудовал себе по комнате с камином. Уставшая от постоянного обожания толпы Орлова не любила ни гостей, ни детей. Поэтому и сама не захотела рожать, и зашедших проведать знаменитую чету знакомых быстро разгоняла. В просторном доме даже не было предусмотрено комнат для гостей.
Однако для сына Александрова от первого брака сделали исключение — выделили комнатку на первом этаже. Он мог бывать там когда захочет, пока не нарушил слова, данного отцу и мачехе, уезжавшим за границу. Сказал, что не будет звать гостей в их отсутствие, а сам, понятно, устроил пирушку.
По приезде Орлова обнаружила порченую мебель и выгнала нечестного пасынка. Позднее, даже зная, что мачеха умирает, Дуглас — так звали сына Александрова, не захотел с ней мириться, а после смерти вынес и выбросил все, что напоминало о ней.
Умирала актриса в больнице. В тот день Александров, как обычно, приехал к ней поболтать, развлечь, а потом отправился домой. Едва переступил порог, как раздался телефонный звонок: врачи просили его срочно вернуться. Он понял, в чем дело.
Трогательная и слегка растерянная Любовь Петровна, увидев мужа смогла лишь прошептать: «Ну что же вы так долго!». Это был единственный ее упрек за 42 года совместной жизни. Это было ее признание в любви — не хотела умирать без него. Ждала.
Сразу после этой фразы Орлова потеряла сознание и больше не пришла в себя.