Сладкая жизнь: Марчелло Мастроянни и его сложная любовь
Паренёк Марчелло
Хороший аппетит Марчелло вынес из бедного детства. Он родился 28 сентября 1924 года. Семья жила в крошечной квартирке, где дети спали на полу, а родители постоянно ссорились из-за денег. «Мать по утрам заводила один и тот же разговор: "На что я буду покупать продукты?", и начиналась рукопашная». Никакой драмы в этом Марчело не видел – тогда все его друзья жили точно так же. В 10 лет уже окончил ремесленное училище и стал полноценным добытчиком: работал на стройке, чертежником, бухгалтером.
Потом поступил в университет и почти стал было архитектором, но увлекся студенческим театром, где играл вместе с Джульеттой Мазиной – будущей женой Феллини. Его увидел режиссер Лукио Висконти и пригласил в свой театр – интересный материал, из него можно сделать настоящего артиста! Потом он вспоминал: «Пожалуй, интереснее всего получилось с Марчелло Мастроянни, парнишкой, не умевшим произнести простейшие реплики».
Время Флоры
В 1954 году артист женился на актрисе Флоре Корабеле, дочери известного композитора. Он говорил, что Флора для него – самая лучшая подруга, сестра и даже мать. Флора приносила из дома еду и смотрела, как Марчелло ел – так начался их роман. Как-то сразу повелось, что она всегда его немного опекала, а актёр позволял себя опекать, она понимала, прощала, принимала таким, как есть, а он просто был собой. Марчелло постоянно влюблялся, один его роман сменялся другим... Но где бы он ни был, каждый день все равно звонил Флоре, а в день свадьбы не забывал прислать розы. И она смирилась с этой ролью: зато муж «всегда возвращается» и «не уходит».
«Поначалу, узнав о его похождениях, я крушила мебель, кричала, как ненормальная. Но потом Висконти дал мне жизненно важный совет: "Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе". Марчелло так уж устроен — он порхает, словно мотылек, безо всякого смысла».
Душа Феллини
Так было долго: Марчелло «порхал», Флора ждала и воспитывала дочку. Скоро Мастроянни начал сниматься в кино: играл рабочих, таксистов, хороших простых итальянских парней, идеально подходивших хорошим простым итальянским девушкам. А потом Феллини пригласил его на съемки «Сладкой жизни». Спасибо хорошему аппетиту и «заурядной внешности». Феллини так и сказал: «мне нужен какой-нибудь неизвестный актер с заурядной внешностью». Мастроянни не возражал.
Потом он понял, что играл душу Феллини во всех его лучших фильмах. Его герои всегда как будто прогибались под грузом слабостей великого режиссера, и Марчелло чувствовал, что они близки ему и понятны. А «Сладкая жизнь» тогда, в 1960 году, победила на Каннском фестивале, Мастроянни стал лучшим актером года. И жизнь началась совсем друга, и романы другие, совершенно не похожие на прежнее «безобидное порхание».
Время Фэй
В фильме «Место для любовников» была сцена поцелуя. Марчелло обнял американскую актрису Фэй Данауэй, стал ее целовать, целовать... «И пропал – это было, как молния». Утонул в ее печальных кошачьих глазах. После «Бонни и Клайда» Фэй называли самой красивой женщиной Америки. Она никогда не заводила романов на съемках, но Марчелло! Три года они встречались, летая между континентами и прячась в домах самых преданных друзей, которые точно не выдали бы их журналистам.
Потом Фэй надоел этот вечный праздник, она сказала, чтобы Мастроянни принимал решение. Любишь меня – разводись с женой. На это Марчелло пойти не мог, слишком многим он был обязан своей Флоре, да и как вообще можно от нее уйти, это же – как уйти от мамочки. Он что-то бормотал, невнятно обещал и... снова бежал к жене. Фэй его бросила, она сказала: «Марчелло — маменькин сынок, который не способен на самостоятельные решения».
Её ранили эти отношения, его тоже: «Я любил Фэй, любил очень сильно. Но все закончилось очень болезненно, и после этого мы не разговаривали. Я больше не хотел ее видеть».
Время Катрин
После разрыва с Фэй Марчелло страдал по-итальянски демонстративно, на съемках фильма «Это случается только с другими» отсиживался в своем вагончике, глаза прятал за темными очками. Его партнерша по фильму, французская актриса Катрин Денёв тоже переживала личную драму, но она была полной противоположностью открытому Марчелло, держала эмоции взаперти, ходила с непроницаемым лицом. Они с Мастроянни сразу друг другу не понравились. Он буркнул: «Профессиональная красавица». Она вообще его еле замечала.
. А играть им предстояло супругов, которые потеряли свою дочь и огородились от мира в своей квартире, опустошенные и несчастные. Фильм снимала Надин Терентиньян, она и сама потеряла маленькую дочку, и понимала, что должны играть актеры. Подумав, она на несколько дней заперла их в пустой квартире, без телевизора, книг... Через несколько дней Марчелло и Катрин вышли из этой квартиры с блестящими глазами, а когда в вагончике Катрин отключили воду и свет, она невозмутимо перенесла вещи в вагончик Мастроянни. «Разумнее, если мы сами объявим о наших отношениях, нежели за спиной о нас станут сплетничать другие».
Съемки закончились, актеры разъехались. Марчелло безумно скучал и звонил из Рима в Париж каждый день. Он вспоминал потом: «Я ежедневно покупал букетики цветов, все равно каких — ромашек, нарциссов, астр, и, отрывая лепестки, гадал: любит — не любит». Катрин отказывалась переносить съемки, чтобы встретится с ним, ее голос в телефоне всегда был ровным... Но она его любила, это знал точно – Катрин, которую трудно было представить на кухне, готовит фасоль 34 способами, а Марчелло обожал фасоль!
Катрин не просила его развестись, наоборот, он дважды умолял ее выйти за него замуж, во второй раз – после рождения их общей дочери Кьяры. Но она так и не согласилась. Катрин всегда опасалась отношений, от которых может пострадать кто-то третий. Она и за отца своего старшего сына Роже Вадима отказалась выходить, когда его бывшая жена пригрозила: женишься – дочь больше не увидишь. Марчелло звонил жене, рыдал: «Флора, она мне отказала! И это при том, что ты разрешила! Я хочу умереть!»
Но он, конечно, не умер, вернулся к Флоре, правда, вскоре они все равно развелись, а Катрин растила детей одна. Единственное: Марчелло часто потихоньку приезжал в Париж, чтобы хоть издали посмотреть на Кьяру – она навсегда осталась его любимой дочкой. Последние 20 лет жизни Мастроянни провел рядом с режиссеркой Анной Марией Тато, но умер он 9 декабря 1995 года во Франции, и Катрин держала его за руку.