Маргарете Шютте-Лихоцки: она придумала кухонные шкафчики и отсидела в концлагере
Что такое франкфуртская кухня
До двадцатого века не было более-менее единого стандарта, как должна выглядеть кухня. Если в доме хватало места, это было просторное помещение с буфетом, с печью, с большим столом и с лоханкой для помоев. Расставлено всё могло быть как угодно — всё равно в подчинении у кухарки часто была толпа.
Если же семья жила в одной из крохотных квартир, то даже отдельное помещение для кухни не делало жизнь хозяйки удобнее. Ей было негде повернуться между дровяной плитой и мойкой для посуды, часто она бегала в жилую комнату за посудой, стоящей в шкафу — потому что на открытых полках в кухне всё быстро покрывалось копотью — и порой использовала обеденный стол для разделки овощей и мяса. Не очень удобно. Стоит посмотреть на кухни сейчас, и становится ясно — при том, что мы можем добавлять или нет барную стойку, выбирать размещение элементов кухни и их дизайн, в целом наши кухни устроены по одному принципу.
Закрытые навесные и встроенные в разделочный стол шкафчики. Примыкающая к разделочному столу мойка. Разнесённые плита, сушилка для посуды и холодильник (в конце девятнадцатого века его роль выполнял шкаф или ящик со льдом). Все примерно знают, как расставить кухонную мебель и технику так, чтобы не пришлось слишком бегать во время готовки. Так вот, этот принцип в Европе изобрела именно Маргарете.
Конечно, и у неё были предшественники — каждый гений стоит на плечах работяг. Американка Катарина Бичер ещё в середине девятнадцатого века выпустила книгу, где объясняла, как оптимизировать устройство и расположение кухни и погреба, и она же впервые предложила закрывать кухонные полки дверцами. Американский инженер Фредерик Тейлор разработал концепцию научной организации труда, в том числе среды для него.
Но Маргарете вряд ли хорошо была знакома с работами, по крайней мере, Бичер, и к тому же ей надо было учесть современные для неё реалии. Урбанизацию Австрии. Крохотные квартирки безо всякого погреба. Кухни, в которых хозяйка действует одна — кухонные мальчики и девочки, которых можно гонять до нужного шкафа или чулана, ей не по карману. И тот факт, что в кухне ей придётся провести немало времени. Маргарете, будучи женщиной, отлично знала, сколько труда может отнимать кухня. И она сделала всё, чтобы этот труд был не больше минимально необходимого.
С секундомером в руках она считала шаги, пробуя ставить мебель так и этак. Решила проблему с открытыми полками и буфетом в жилой комнате, придумав размещать множество маленьких шкафчиков в самой кухне — на стенах и внутри кухонного стола. Предложила не держать мойку отдельно (что было в обычае), а сделать так, чтобы мыть овощи или смахивать в раковину посуду было быстрым делом, не требующим переходить с места на место.
Естественно, ей пришлось разрабатывать новый дизайн мебели. Придумала Маргарете и ещё одну чудесную вещь, которая в современные кухни не входит: кухня должна была выходить широкими раздвижными дверями в столовую-гостиную, так, чтобы жена и мать постоянно оставалась на виду родных и сама видела семью, а не чувствовала себя служанкой где-то в задних комнатах. Это также давало матерям, которым не на кого оставить малышей, возможность не брать их с собой в помещение с огнём и горячей водой, а оставлять в комнате и посматривать.
Коммунистка, антифашистка, узница
Маргарете родилась в 1897 году в столице Австрии, Вене, в обычной буржуазной семье. В двадцать один года ей удалось стать первой девушкой-студенткой венской Школы художественных промыслов — где изучали тогда дизайн и смежные профессии. Ей очень повезло: родись она на десять лет раньше, и возможность получить диплом архитектора стала бы нулевой. В Австрии среди прогрессивной молодёжи был популярен коммунизм. Он обещал социальное равенство — включая равенство женских и мужских прав. Маргарете это привлекало, и она очень быстро вовлеклась в среду юных коммунистов.
После выпуска ей довелось проектировать жильё для инвалидов Первой Мировой совместно с Адольфом Лозом. Немалый вызов! Даже сейчас архитекторы продолжают решать проблему доступности среды, удобного жилья для людей с ограниченными возможностями. В то время Лоз и Лихоцки бились над этой проблемой с нуля.
Проект оказался впечатляющим. Молодую архитектрису пригласили во Франкфурт работать над другим социальным проектом: студенческое жильё. Предполагалось, что Лихоцки будет помогать решать жилищные проблемы, и даже некоторое время Маргарете занималась постройкой жилья для рабочих (для которого и разработала кухню), но в ней неожиданно открылся талант к организации общественных пространств, так что вскоре ей заказывали проекты школ и детских садов. Именно на этой работе она получила свою вторую фамилию: Шютте. Маргарете познакомилась на работе с таким же молодым и горячим сердцем архитектором Вильгельмом, и они поженились.
Архитектурой в то время она не ограничивалась — участвовала в движении за женские права, публиковала статьи на эту тему. Когда молодых австрийских архитекторов пригласили в 1930 году в СССР, ехала, полная энтузиазма: ей предстояло в стране, первой объявившей права женщин и мужчин на образование, политическую карьеру, расторжение брака равными, строить здания, которые должны были облегчать жизнь женщины. Речь шла снова о детских садах.
Проектировать садики приходилось от и до, буквально с нуля. От здания и площадок для прогулок до мебели в служебных и детских помещениях. Работа увлекала, но очень раздражал вечный хаос вокруг. В этом хаосе, где элементарные вещи приходилось не «заказывать», а «выбивать», супруги прожили семь лет, посетив при представившейся возможности прямо из СССР Китай и Японию. Едва вернувшись на родину, супруги опять уехали за границу; в Турции своё собственное светлое будущее строил Ататюрк. Опытные в передовых разработках архитекторы были очень нужны. Они должны были воспитать своих собственных специалистов.
Тем временем на родине во власти начали хозяйствовать национал-социалисты. Маргарете узнала подробности от мигрантов из Австрии; она вступила в австрийскую компартию и поехала в Вену, налаживать связь с антифашистским подпольем. Борьба моментально её затянула — и почти так же моментально закончилась. Прославленную архитектрису арестовали в сорок первом и отправили в концлагерь. Маргарете просидела там до конца Второй мировой.
После Победы Маргарете, конечно, была героиней, но проекты ей давать перестали — ведь она была коммунисткой. Лихоцки перебивалась частными заказами, ездила по приглашению с лекциями на Кубу, в СССР и в ГДР. Муж воссоединился с ней после Второй мировой. В девяносто седьмом году она отпраздновала собственное столетие вальсом с мэром Вены. И умерла. Ещё через три года: куда ей было торопиться.
Фото: architectural-review.com, moderne-regional.de, museumderdinge.de