Семиха: эпатажная женщина-кукла, создавшая турецкую оперу
Выбрана, выбрана, выбрана ещё раз
Турция узнала Семиху в тридцать первом году, когда она появилась в первом в истории страны звуковом фильме «На улицах Стамбула». И тут же пошли сплетни. А вы слышали, её родили вне брака? Нет, в браке, но мать развелась с отцом и оставила ребёнка себе. Просто бросила его. Эти художницы сумасшедшие. Сначала они рисуют голых людей... Да, даже мужчин, так говорят! Потом уходят от мужей. Кто бы женился на художнице? Семиху зачали в грехе. И, кстати, подумайте, как молодая артисточка получила роль.
Девушку, на самом деле, режиссёр заметил в оперетте, а директор оперетты отбирал певиц и певцов ещё в консерватории, где Семиха училась не только пению, но и актёрскому искусству — жанр был для Турции нов, желающих (и умеющих) петь оперетту было немного, особенно девушек, так что директора театров тряслись над каждой певицей и сманивали их друг у друга. До фильма Семиха успела посотрудничать с несколькими площадками.
Семиха пела в «Эсое» целый год, после чего президент распорядился поощрить её как молодой талант — послать учиться в Берлинскую музыкальную академию. Национал-социализм в те годы турков не смущал. За двадцать лет до того они сами провели «чистку страны» от армян и армянских цыган, активно тюркизировали курдов и греков — в общем, Турции была (только) для турков, и никак иначе. Про лагеря смерти в то время слыхом не слыхивали. Семиха спокойно выступала в Германии, гордилась тем, что — в тридцать девятом году — стала первой турчанкой и первой певицей из мусульманского мира, которую взяли петь в оперу в Европе. Семиха исполнила роль Ариадны в произведении Штраусса.
В том же году Германия начала Вторую мировую войну. Семиха очень срочно и сердечно попрощалась с учителями и коллегами. Ей стало некомфортно, но в глаза о причинах отъезда она не сказала: сообщила, что едет поднимать отечественную оперу. И, раз уж вернулась в Стамбул (о, постоянный шёпот за спиной: законнорождённая или нет?), действительно стала поднимать оперу.
Женщина как собственное произведение искусства
Все годы Второй мировой войны, кроме самых последних месяцев, Турция держалась нейтралитета, несмотря на активную работу дипломатов двух враждующих лагерей. Ататюрк думал не о том, кто ему ближе идеологически. Он думал о том, что выгоднее его стране. Только на самом последнем этапе он присоединился к антигитлеровской коалиции. До того страну как будто совсем не касались ужасы, которые происходили рядом, в Средиземном море. Семиха могла работать спокойно, без проблем.
Уже одним этим Семиха вписала себя в истории Турции, но ей было мало. Она увлеклась живописью и вышла раз на публике в расписанном собственноручно платье. Платье произвело фурор: роспись была выполнена по абсолютно прозрачной ткани. Семиха декларировала им право на своё тело, на его нормальность, на то, что она контролирует то, что с ним происходит.
Позже, поняв, что стареет и «это лицо больше не продашь», Семиха и его превратила в холст, изобретя макияж-брэнд, по которому всякий мог опознать её, даже впервые увидев: кукольную раскраску из белого фона, красных яблочек-щёчек, красных губ. К этой базе могли добавляться другие детали. Когда стали говорить, что в своём макияже-маске Семиха похожа на маньяка, она очаровательно улыбалась, обнажая все зубы. Впечатление для любителей триллеров незабываемое. К этому лицу она всегда носила «кукольное» каре из прямых чёрных волос, а зачастую — и кукольного фасона шляпки.
Семиха — тот счастливый случай, когда талантливая женщина проживает долгую и счастливую жизнь. Она умерла в 2004 году, не дожив шести лет до личной вековой отметки. До сих пор она остаётся одной из самых известных в мире турчанок — и одной из самых известных на своей родине.
Была в США не менее счастливая певица, которая, впрочем, никогда бы не смогла петь в настоящей опере. Самая плохая в истории певица... Которая насладилась славой и умерла счастливой.