Семиха: эпатажная женщина-кукла, создавшая турецкую оперу

Каково быть той, что вышла на публику в прозрачном платье в мусульманской стране? Семиху Берксой, женщину с трудным на русское ухо именем, чаще всего вспоминают по этой выходке. А ещё она — одна из первых оперных певиц Турции.
Семиха: эпатажная женщина-кукла, создавшая турецкую оперу

Выбрана, выбрана, выбрана ещё раз

Турция узнала Семиху в тридцать первом году, когда она появилась в первом в истории страны звуковом фильме «На улицах Стамбула». И тут же пошли сплетни. А вы слышали, её родили вне брака? Нет, в браке, но мать развелась с отцом и оставила ребёнка себе. Просто бросила его. Эти художницы сумасшедшие. Сначала они рисуют голых людей... Да, даже мужчин, так говорят! Потом уходят от мужей. Кто бы женился на художнице? Семиху зачали в грехе. И, кстати, подумайте, как молодая артисточка получила роль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушку, на самом деле, режиссёр заметил в оперетте, а директор оперетты отбирал певиц и певцов ещё в консерватории, где Семиха училась не только пению, но и актёрскому искусству — жанр был для Турции нов, желающих (и умеющих) петь оперетту было немного, особенно девушек, так что директора театров тряслись над каждой певицей и сманивали их друг у друга. До фильма Семиха успела посотрудничать с несколькими площадками.

Когда в 1934 году поставили первую турецкую оперу, «Эсой», естественно, туда пригласили Семиху. Оплатил постановку оперы лично Ататюрк, президенит Турции, заинтересованный в её модернизации и связи с глобальным культурным пространством.

Семиха пела в «Эсое» целый год, после чего президент распорядился поощрить её как молодой талант — послать учиться в Берлинскую музыкальную академию. Национал-социализм в те годы турков не смущал. За двадцать лет до того они сами провели «чистку страны» от армян и армянских цыган, активно тюркизировали курдов и греков — в общем, Турции была (только) для турков, и никак иначе. Про лагеря смерти в то время слыхом не слыхивали. Семиха спокойно выступала в Германии, гордилась тем, что — в тридцать девятом году — стала первой турчанкой и первой певицей из мусульманского мира, которую взяли петь в оперу в Европе. Семиха исполнила роль Ариадны в произведении Штраусса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том же году Германия начала Вторую мировую войну. Семиха очень срочно и сердечно попрощалась с учителями и коллегами. Ей стало некомфортно, но в глаза о причинах отъезда она не сказала: сообщила, что едет поднимать отечественную оперу. И, раз уж вернулась в Стамбул (о, постоянный шёпот за спиной: законнорождённая или нет?), действительно стала поднимать оперу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщина как собственное произведение искусства

Все годы Второй мировой войны, кроме самых последних месяцев, Турция держалась нейтралитета, несмотря на активную работу дипломатов двух враждующих лагерей. Ататюрк думал не о том, кто ему ближе идеологически. Он думал о том, что выгоднее его стране. Только на самом последнем этапе он присоединился к антигитлеровской коалиции. До того страну как будто совсем не касались ужасы, которые происходили рядом, в Средиземном море. Семиха могла работать спокойно, без проблем.

Опера поднималась неплохо: проект Семихи и её друга, бежавшего из нацистской Германии опытного оперного администратора Карла Эберта, Ататюрку понравился. Уже в 1940 году в Анкаре открылась специальная экспериментальная площадка.

Уже одним этим Семиха вписала себя в истории Турции, но ей было мало. Она увлеклась живописью и вышла раз на публике в расписанном собственноручно платье. Платье произвело фурор: роспись была выполнена по абсолютно прозрачной ткани. Семиха декларировала им право на своё тело, на его нормальность, на то, что она контролирует то, что с ним происходит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже, поняв, что стареет и «это лицо больше не продашь», Семиха и его превратила в холст, изобретя макияж-брэнд, по которому всякий мог опознать её, даже впервые увидев: кукольную раскраску из белого фона, красных яблочек-щёчек, красных губ. К этой базе могли добавляться другие детали. Когда стали говорить, что в своём макияже-маске Семиха похожа на маньяка, она очаровательно улыбалась, обнажая все зубы. Впечатление для любителей триллеров незабываемое. К этому лицу она всегда носила «кукольное» каре из прямых чёрных волос, а зачастую — и кукольного фасона шляпки.

Картины Семихи тоже порой пугают. В них порой было много агрессивной телесности, кровавые пятна, пугающие избыточные чёрные штрихи. На некоторых мотивом повторялся образ самой Семихи как маленькой девочки.

Семиха — тот счастливый случай, когда талантливая женщина проживает долгую и счастливую жизнь. Она умерла в 2004 году, не дожив шести лет до личной вековой отметки. До сих пор она остаётся одной из самых известных в мире турчанок — и одной из самых известных на своей родине.