Роман с Кощеем и секреты летающего ковра. Как снимали фильм «После дождичка в четверг»
Кинофильм был снят в 1985 году (в прокат вышел через год), и хотя сказка считается современной, сюжет ее придумал еще в 1860-м Александр Островский – для своей оперы.
Произведение имело два названия «Иван-царевич» и «Князь Иван». Планировалось создать 16 частей, из которых закончены были только семь. Концовку театр заказал у другого драматурга, и фабула, какой ее видел Островский, так и не была завершена. В следующем столетии сказку отыщет Юлий Ким – известный советский драматург и бард.
Прошлый век
Юлий Ким удалит несколько сцен и персонажей, которые ему не нравились, допишет сценарий до логического конца и добавит туда свои песни. Получившийся сюжет впервые поставят на сцене театра Маяковского в самом начале 80-х. Сказка получится настолько красочной и интересной, что через пять лет режиссер Михаил Юзовский захочет ее экранизировать.
Три Ивана
Название кинофильма выбрано не случайно. Идиома «после дождичка в четверг» буквально означает «никогда», что сразу намекает на то, что перед зрителем – сказка, небылица.
Сюжет начинается с того, что однажды, после дождичка в четверг, у царя родился сын, в тот же день сын родился у ключницы Варвары, а еще одного младенца подкинули в капусту. Всех троих мальчиков назвали Иванами. Добрый царь приказал растить детей вместе, но злая ключница Варвара тайно подсунула в царскую люльку только своего сына, а остальных приказала отдать на каторгу, сымитировав похищение. Спустя много лет все трое встречаются, чтобы победить Кощея и, конечно, спасти красавицу.
Милолика
Красавицей в сказке была очаровательная Марина Зудина. Тогда одна из самых красивых блондинок современного кинематографа была совсем юна, и вовсе не была блондинкой. Ее царевна Милолика обладала длиннющей темной косой и распахнутыми синими глазами.
Известно, что Зудина сама поет «Песню Милолики» («Заросла дороженька, затоптали поле»), написанную главным советским композитором Геннадием Гладковым. Послушайте, какой прекрасный вокал у юной Марины Зудиной. И как жаль, что мы его больше нигде не слышали.
Влюбилась в Кощея
С кинофильмом связана пикантная подробность: пока Иваны готовились вызволять Милолику из царства самого Кощея, голова ее была забита одним только этим Кощеем. О том, что Марина без ума влюбилась в Олега Табакова, сыгравшего самого бессмертного героя сказок, она расскажет в откровенном интервью. Покается: совсем не о съемках думала.
Впрочем, в кадре от Зудиной требовалось быть красивой и скромной, с этим она прекрасно справлялась. Зато Табаков отыгрывал бушующие внутри чувства на полную катушку, за двоих. Их общая сцена, когда Кощей заигрывает с Милоликой, переполнена скрытым эротизмом. Так царевну в сказках еще никто не соблазнял.
По вечерам Табаков приглашал юную актрису в один из лучших на побережье ресторанов. Вокруг красота, все цветет – фильм снимался в мае... Это было самое лучше время в их жизни, скажет потом Марина. Их служебный роман вылился в долгую и счастливую семейную жизнь.
Инженеры-гении
Основные роли играли три брата-Ивана, а также... инженеры-конструкторы и каскадеры, помогавшие со спецэффектами. Это теперь с помощью компьютерной графики можно сделать любой эффект, а тогда, чтобы ковер-самолет полетел, нужна была свежая инженерная мысль и простая человеческая смекалка.
Он останавливал пленку, где сами по себе летали ковры-самолеты, ездили сани и с неба падали дубинки, и пытался понять как это сделано. Спецэффект с ковром-самолетом был как раз в картине «После дождичка в четверг».
Ковер-самолет
За полеты отвечали альпинисты, работавшие в Крымских горах. Снимали летящее сказочное судно в инкерманском карьере, на Ангарском перевале, на плато Ай-Петри и даже в съемочном павильоне. Полеты осуществлялись на 100-150 метрах от земли, на фоне леса. В одной из сцен герои летели кувырком с ковра в озеро, то есть полет был не горизонтальным.
На ней и сидели герои или каскадеры, если дубль предполагал трюки. Конструкцию покрывала ткань с припуском по краям – чтобы на ветру края колыхались.
Такой «ковер» подвешивали к каретке, движущейся по несущему тросу полупрозрачными шнурами, похожими на струны. На фоне крымской густой и красочной природы их было не видно. В сцене, где герои кубарем летели с ковра-вертолета в озеро, каскадеры просто отрезали эти «струны», ковер кренился, все было очень естественно.
Канатные дороги у избушки
Естественно и органично в лесах под Ялтой смотрелась и избушка Бабы Яги, которую строили специально для этого случая. Чтобы Иваны легко подлетали к жилищу старой ведьмы, инженеры между деревьями натянули канатные дороги в разных направлениях.
По ним и летал ковер-самолет. Из-за того, что дорог было несколько, казалось, что сказочный летательный аппарат движется там буквально куда захочет. Известно, что каскадеры вокруг избушки налетали несколько сотен метров.
Иван, Варварин сын
Интересно вспомнить и судьбу всех трех Иванов, точнее – актеров, сыгравших этих героев.
Харизматичный Геннадий Фролов, сыгравший Ивана – Варвариного сына, рано ушел из жизни. На момент съемок в фильме «После дождичка в четверг» Геннадий уже имел хороший актерский бэкграунд. Еще учась на втором курсе ВГИКа, талантливый юноша снялся в роли Артамона Бровкина в дилогии своего мастера Сергея Герасимова – «Юность Петра» и «В начале славных дел». Актера заметили, роли стали предлагать одну за другой.
После «Дождичка» были еще несколько сказок (зрители обычно сразу вспоминают капризного Царевича из фильма «На золотом крыльце сидели») и одна из самых сильных его ролей – Сашки Стамескина в драме «Завтра была война»... Ему было 28 лет, когда, снимаясь в очередном фильме, юноша серьезно простыл. Но продолжал работать, будучи трудоголиком и не желая подвести киногруппу. Простуда быстро перешла в воспаление легких, осложнённое менингококковой инфекцией. В один из дней ему, приехавшему на площадку с температурой под 40 градусов, стало совсем худо. Коллеги отвели его в ближайший медпункт, но врач, сославшись на отсутствие московской прописки (Фролов родился в Электростали), отказала ему в помощи. Спустя несколько часов у себя дома Геннадий скончался. Похоронили его в селе Казанском Павло-Посадского района, рядом с могилой отца.
Иван Царевич
Владислав Толдыков, он же настоящий Иван Царевич, после фильма не снимался 25 лет. Почему талантливый актер, в которого влюбилась половина девичьего населения России, бросил актерскую стезю – неизвестно. Интеллигентность, ум, доброта – были, казалось, присущи не только его герою, но и самому Владиславу, все были уверены, что впереди его определенно ждет звездная дорожка! Однако актер с нее почему-то сошел.
Зато триумфально вернулся, сыграв главную роль в быковской ленте «Жить» в 2010-м. За роль охотника он получил приз кинофестиваля в Швеции и наконец снова получает предложения ролей в кино и сериалах. Возможно, однажды расскажет о том, почему сделал такой большой перерыв в кинокарьере.
Иван, которого подкинули
Судьба Ивана-подкидыша – актера Алексея Войтюка – сложилась интересно. В 90-х как актер он потерялся и даже ушел с этого поприща в одно из издательств. Там познакомился с Татьяной Проценко, сыгравшей в детстве Мальвину, и тоже не ставшей продолжать работать актрисой (в те сложные годы это легко было понять).
На момент встречи у обоих в рукаве были совсем не романтические личные истории с тяжелыми расставаниями. Каждый стал новым шансом для другого. Сегодня Войтюк и Проценко женаты, воспитали старшую дочь Татьяны и общего сына. Артист, наконец-то, снова стал мелькать на экранах, а вот Мальвина возвращаться не спешит.
Волшебное кино
Юзовского часто обвиняли в том, что он подсматривал идеи для воплощения своей сказки у Роу. Однако факт остается фактом: ему удалось снять совершенно самобытное и интересное волшебное кино со спецэффектами, чудесным актерским составом, остроумными диалогами, яркими костюмами (вспомним золотое облачение Кощея, в котором он выглядел настоящим модником и секс-идолом). И конечно, отдельная любовь всех поклонников фильма – целая россыпь незабываемых песен. Фактически «После дождичка в четверг» со всем своим саунд-дизайном получился практически мюзиклом – и этот мюзикл очень понравился советскому зрителю.
Читайте также: