Ролан Быков. Взлеты и падения обаятельного «кой-кого»
Родился маленький Ролан в Киеве, в семье военного польского происхождения и еврейки, которая мечтала стать актрисой и всю жизнь увлекалась искусством. Младшего сына она хотела назвать в честь французского писателя Ромена Роллана, использовав фамилию любимого автора в качестве имени.
Но паспортистка, регистрирующая рождение мальчика, так часто отвлекалась, что в документе прописала не только не правильное имя, но и отчество, и месяц рождения. В результате Ролан Антонович, рожденный 12 октября 1929 года оказался Роландом Анатольевичем, рожденным 12 ноября.
Когда началась Великая Отечественная, семья Быкова с двумя детьми (у Ролана был старший брат) была эвакуирована в Йошкар-Олу, откуда вернулись уже в Москву.
Маленький Ролан часто видел, как бабушка гадает на картах, и однажды решил попробовать и сам. Он нагадал соседке, что ее муж придет с войны буквально через три дня. Шел 1943 год, о победе еще даже не заговаривали и близких никто не ждал. Но по какому-то стечению обстоятельств, сосед и правда через три дня оказался дома. Тогда к Ролану буквально выстроилась очередь из желающих погадать.
А вот любовь к театру, привитую мамой, из него было уже не выбить. В десять лет Ролан пожелал и сам попробовать выйти на сцену. Так мальчишка попал в театральную студию «Родник», где познакомился с ребятами, с которыми будет дружить всю жизнь — будущим режиссером Сашей Миттой и актером Игорем Квашой.
Студийцам «Родника» всегда прочили большое творческое будущее, поэтому разговоры среди мальчишек о том, что когда вырастут, они станут великими, были делом обычным. Некоторые и правда поступали в театральный. Исключением не стал и амбициозный Быков.
158
Это начиналось так... (1956)
Как это часто бывает, он подал документы во все театральные вузы. В некоторые не прошел по конкурсу, в других столкнулся с настоящей дискриминацией: таланта абитуриента там никто не отрицал. Но все обращали внимание на его рост — 158 сантиметров. И называли это единственной причиной, мешающей его поступлению.
Впервые приняв предложение работать для детей, он и сам еще не знал, что посвятит им всю свою жизнь, став культовым режиссером именно детских кинофильмов.
В ТЮЗе Ролан Антонович проработал семь лет. Театр давал актеру самореализацию, но вот денег почти не приносил. На свой страх и риск Быков рискнул открыть новый молодежный театр — на базе МГУ.
За такую самодеятельность актера могли и посадить. Но зная, сколько в стране бюрократии, он решил, что появление нового театра спишут, если не на одну, то на другую инстанцию и все-таки рискнул.
Договорился с известной актрисой Александрой Яблочкиной, чтобы та перерезала ленточку и дала таким образом ход новости об открытии. Все случилось так, как и предрекал Быков — власти просто не стали разбираться чья это инициатива и не возражали.
Артист
В середине 50-х, через пару лет после выпуска из «Щуки», его впервые позвали на роль в кино. Эпизод с парнем-реалистом из «Школы мужества» дался актеру легко. Работать в кино он сразу полюбил и уже тогда почувствовал, что хотел и смог бы оказаться по ту сторону кинокамеры.
Как зрелый киноактер он впервые показал себя в роли Акакия Акакиевича Башмачкина в экранизации гоголевской «Шинели». Потом предложения пошли одно за другим: военные драмы, требующие серьезного драматизма «Вызываем огонь на себя» и «Служили два товарища» и комедии, где Быков использует свое чувство юмора — «Женитьба Бальзаминова» и «Я шагаю по Москве».
Он засветился и у Тарковского в «Андрее Рублеве», и в «Неуловимых мстителях», но лучше всего Быкову давались роли в комедийных и детских кинофильмах. Стоит вспомнить его дуэт со второй супругой в «Золотом ключике»: в роли кота Базилио и лисы Алисы никто, кроме Быкова и Санаевой и не мыслится!
Режиссер
Большая перемена (1972−1973)
В начале 60-х Быков пробует себя в качестве режиссера. Ему поддается легкий жанр — комедия. Кинофильм «Семь нянек» получил одобрение критиков, а уже следующая лента — «Пропало лето» в соавторстве с Николаем Орловым — взяла один из главных призов молодежного конкурса в Каннах.
Следующая работа — «Айболит-66» вызвала резонанс и пристальное внимание к режиссеру. Власти отыскивали в эксцентрической комедии скрытые смыслы и пытались помешать ей выйти на экраны, завистники обвиняли Быкова в том, что главную женскую роль он писал под собственную жену...
Новый статус Быков с удовольствием подкреплял: следом на экраны вышла картина «Осторожно, черепаха!». Уже взятый на карандаш «где надо» режиссер снова подвергся критике властей. В образе черепахи под гусеницами танка худсовет усмотрел метафору к отношениям между Чехословакией и СССР...
Лишь новая семейная комедия «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» остались без пристального внимания строгого политического судейства. Но все равно между ней и, наверное, самым значимым кинофильмом режиссера — социальной драмой «Чучело» — пройдет несколько тяжелых лет.
Картина снова подверглась критике. Фильм предлагалось «порезать», на что разъяренный Быков пообещал «убить монтажным прессом того, кто войдет в монтажную». Только так удалось сохранить полный метр таким, каким его задумывал автор.
Любовь
Андрей Рублёв (1966−1969)
В 50-х Ролан Быков впервые женился — на актрисе Лидии Князевой. Влюбленные очень хотели ребенка, но обзавестись малышом никак не получалось. Отчаявшись, они усыновили мальчика по имени Олег.
В первом браке Быков прожил 15 лет. А потом его жизнь стала стремительно меняться — сначала популярность и мешки писем от влюбленных женщин, лежащие на виду у жены, а потом неудачи и даже пьянство довели семью Быковых до распада. Выручать стремительно опускавшегося на дно мужчину стала совершенно чужая женщина.
С Еленой Санаевой, дочерью знаменитого артиста Всеволода Санаева они должны были лететь в Ленинград на съемки. Быков открыто заявлял, что не любит таких «фиф» и «папиных дочек», у которых благодаря родителям в жизни все устроено. Но режиссер дал ему телефон «фифы» и велел уладить организационные вопросы.
Тот позвонил, спросить: когда они вылетают, чтобы прибыть в Ленинград вместе и не затягивать съемки. Но она только фыркнула, что самолеты не для нее, она прибудет поездом. Тон ему не понравился. Появившись на съемочной площадке первым, он немедленно стал уговаривать режиссера, чтобы тот поменял актрису. И он уже стал задумываться, когда в павильон ворвалась Санаева и разнесла заговорщиков, оставив роль за собой.
Роман между Быковым и Санаевой долго не начинался. Сходились они тяжело. На протяжении того времени, пока влюбленные знакомились, у обоих в семьях произошли разводы. Параллельно с этим у Быкова начались неурядицы на профессиональном поле. Сценарии не согласовывались, идеи зарубались на корню. Ролан Антонович стал пить.
В один из запоев Князева не пустила его домой. Гордый актер больше не вернулся.
Лена
Хождение по мукам (1974−1977)
Близкие Быкова считают, что от гибели его тогда спасла Санаева, которая тоже развелась с мужем и стала делать шаги на встречу Ролану Антоновичу. Он тогда бросил пить, взялся за съемки «Чучела» и привел в дом Елену.
Ее родители, к слову, связь с Быковым не одобряли и даже пытались забрать у нее единственного сына. О семейных событиях тех лет уже взрослый Павел Санаев напишет знаменитый роман — «Похороните меня за плинтусом».
Артисту провели сложную операцию на легком, но она смогла продлить ему жизнь только на два года. В 1998 году Ролан Быков скончался.