Роковая тройка в судьбе Алисы Фрейндлих. Три мужа, три несыгранные роли
Алиса родилась в Ленинграде, в семье актера немецкого происхождения, предки которого были знаменитыми стеклодувами и приехали из Германии по приглашению самого Петра I.
Девочку сначала хотели назвать Наташей, но бабушка настояла на другом, более подходящем имени. Она вообще была самой мудрой и организованной в семье. Именно благодаря бабушке и ее немецкой рачительности семье удалось выжить в самые страшные годы — во время блокады Ленинграда.
Алиса Бруновна будет вспоминать это время, как самое страшное в своей жизни, но и самое яркое, насыщенное событиями. Ведь в год начала войны маленькая любознательная девочка пошла в школу, расположенную рядом с ее домом — с окнами на Исаакиевский собор, в пяти минутах ходьбы от главного памятника Ленинграда — медного всадника.
Она рассказывает, как магия Петербурга поселилась в ней однажды, когда девушка нашла самый великолепный, самый захватывающий вид на Неву. И так осталось это чарующее ощущение родного города на всю жизнь.
Училась «Лиса Алиса», как ее звали одноклассники, из рук вон плохо. Признается, что от формул ее мутило почти физически. Но учителя знали ее по драмкружку, называли «актрисой» и ставили необходимые для аттестата отметки. Никто не сомневался, что Фрейндлих будет поступать в театральный.
Студентка
к/ф «Бессмертная песня» (1957)
Так и случилось. Она пошла по стопам отца, который в выборе профессии сыграл некоторую роль, став для дочери другом и наставником. Но совершенно не настаивая на том, что Алиса продолжила династию.
Он лишь направил дочь, перед которой стоял выбор — драматическая сцена или оперная? Все дело в том, что Алиса Фрейндлих обладает впечатляющим вокалом — высоким меццо-сопрано, и по окончании школы всерьез задумывалась о карьере оперной певицы. Но папа сказал, что там понадобиться фактура, а дочь — совсем кроха!
Поступила Алиса в Ленинградский театральный институт имени Островского с первого раза. Еще будучи студенткой стала получать свои первые роли в кино, но они были совсем небольшими и не принесли актрисе популярности.
Зато особенным расположением красавица с проникновенными глазами пользовалась у сильного пола. На третьем курсе Алиса вышла замуж за журналиста Владимира Карасева. Молодые поселились в квартире Фрейндлих, но вместе протянули только год. Алиса признается, что он нужен был ей только как мужчина в доме, но долго терпеть секс с нелюбимым она не смогла. Скоро они расстались.
Служебный роман
к/ф «Полосатый рейс» (1961)
Хорошо защитившись в институте, Фрейндлих получает предложение от театра имени Комиссаржевской, о работе в котором до сих пор отзывается с теплотой. Примой она там так и не стала, зато прошла отличную школу, настоящую муштру сначала с второстепенными ролями, потом — с перевоплощениями в мальчишек и подростков.
Но все когда-то кончается. Для постановки одного из спектаклей к ним в театр был приглашен опытный режиссер Игорь Владимиров. Он был на 16 лет старше Алисы и сразу очаровал ее недюжинным интеллектом, природной тонкостью и чудесным чувством юмора. Это была почти гипнотическая привязанность молодой красивой актрисы, которая, впрочем, всегда ценила себя достаточно высоко, чтобы не стать его очередным мимолетным увлечением.
Скоро и режиссер почувствовал, что все мысли его заняты одной только юной актрисой. Когда ему предложили возглавить театр имени Ленсовета, он первым делом переманил туда талантливую красавицу.
В это же время звезда встречает Эльдара Рязанова, который пробовал, но не утвердил ее на главную роль в своей «Гусарской балладе». Зато в театре ее работа шла полным ходом: специально для нее Владимиров ставил спектакли, помогал раскрывать потенциал, видел свою творческую находку в самых разных ракурсах.
В конце 60-х Алиса Бруновна снова встретится с Эльдаром Рязановым. На этот раз режиссер написал роль Алевтины в «Зигзаге удачи» под Алису Фрейндлих, но участвовать в проекте ей не позволила беременность.
Жизнь, полная событий
к/ф «Похождения зубного врача» (1965)
Дочь Варвара родилась у Алисы в Доме отдыха, куда она приехала с мамой. Когда начались схватки, будущая бабушка, которая так ждала внучку, вызывала сразу две скорых — рожающей дочке и себе. Она переволновалась и почувствовала себя плохо. С Варей она смогла встретиться только через два месяца.
Тем временем в семье, несмотря на настоящую любовь, не было особенного согласия. Фрейндлих никогда не скрывала того, что Владимиров был ловеласом и дамским угодником и мог приглашать актрис в театр не из-за таланта, а совсем для других целей.
«Он думал, что я стерплю», — рассказывает в одном из своих интервью Алиса Бруновна. Но признается, что такие адюльтеры мужа всегда были ниже ее достоинства, открыто называет его пассий шлюхами, а экс-супруга может охарактеризовать с использованием нецензурной речи. Но в каждом рассказе о нем признает его уникальный режиссерский талант и глубокий профессионализм.
Пока шли ссоры и воспитывалась дочка, Алиса Бруновна не сыграла у Рязанова третью свою роль. Ей должны были отдать героиню Барбары Брыльски в «Иронии судьбы или С легким паром!».
Сначала сценарий писался для театра с условием, что главная роль будет у Фрейндлих, а когда готовили фильм, выяснилось, что произошла какая-то путаница, и на сцене Алиса Бруновна вообще не была задействована в этом спектакле! А когда пришло время съемок оказалось, что на роль уже утверждена Барбара.
Главная роль
к/ф «Моя жизнь» (1972)
Тем временем супруг стал ревновать Алису к кинематографу, заметив, что она стала пользоваться популярностью у кинорежиссеров. Владимиров заявлял, что Фрейндлих создана только для театра и не может сниматься в кино.
Волновался Игорь Петрович не зря. Очень скоро в ее судьбе снова возник Рязанов и на этот раз утвердил ее на роль Калугиной в «Служебном романе».
Так на кинематографическом небосклоне вспыхнула новая звезда, а в семье актрисы и режиссера начались разлады теперь уже из-за профессиональной ревности. Еще совсем немного, и вследствие испортившихся отношений и бесконечной любви Владимирова к женщинам, пара рассталась.
Соловей
к/ф «Соломенная шляпка» (1974)
Варе было 13, самый пик переходного возраста, когда мама познакомила ее со своим новым любимым мужчиной — Юрием Соловьем, который тогда был актером. Девочка приняла нового жителя их квартиры в штыки. И так всегда ревновала маму к публике, которая ее обожала, а тут еще появился самый настоящий претендент на ее сердце!
Как бы Юрий не старался наладить отношения с ребенком любимой женщины, но Варя так сопротивлялась, что с ней просто невозможно было разговаривать! Позднее, уже во взрослом возрасте, она с сожалением признается, что могла бы вести себя иначе, а порой даже помочь влюбленным поменьше ссориться. Но из эгоизма и ревности не сделала этого.
С Юрием Алиса прожила 14 лет. Она рассказывает, что им было хорошо вместе, особенно когда он бросил сцену, на которой не блистал, и занялся тем творчеством, в котором был действительно талантливым — стал художником.
Сам Юрий вспоминает, что быть мужем тогда уже абсолютной звезды Фрейндлих для любого мужчины было бы обидно. Просто потому, что его не воспринимают, как отдельную личность, а говорят о нем только как о муже актрисы.
Они расстались, когда у него появилась возможность жить и работать за рубежом — сначала в Израиле, а потом в Германии. Она не захотела ехать с ним, спокойно дала развод, сочтя, что чувства уже давно исчерпали себя. Он женился во второй раз, а с Алисой Бруновной они остались приятелями: созваниваются, а пару раз она даже прилетала на его выставки в Берлин.
Сегодня Алиса Фрейндлих настаивает на том, что для актрисы гораздо комфортнее быть одной, но подчеркивает, что популярностью у мужчин она по-прежнему пользуется. Она счастлива, что у нее есть замечательная дочь и двое прекрасных внуков, старший из который решил продолжать их актерскую династию.
Читайте также: