Рэй Крок: начал с нуля в 52 года, и вошёл в сотню наиболее важных людей 20 века
Как Рэй Крок построил свою империю
Детство миллионера
Было обычным детством американского ребёнка, родившегося в небогатой семье. Рэймонд Крок появился на свет 5 октября 1902 года в пригороде Чикаго, в семье иммигрантов, предки мальчика были чехами. Кроме Рэя в семье росли ещё двое детей.
Чтобы немного подзаработать, мать Рэя давала платные уроки игры на фортепиано. С детства Крок брал на себя часть домашней работы, чтобы помочь матери: мыл полы, вытирал пыль, мыл посуду и заправлял постели. Возможно, именно поэтому, в его империи так много внимания уделялось чистоте помещений.
Юный торговец
Рэй довольно-таки быстро понял, что ему нравится делать — торговать. Он помогал дяде в аптеке — продавал клиентам напитки. Именно здесь Рэй сообразил, что его улыбка и обаяние способны так расслабить клиентов, что они часто были готовы, кроме чашечки газированного напитка, заказать ещё и мороженое.
Подростком Рэй арендовал с одноклассниками небольшое помещение, в котором попытался наладить бизнес: торговал нотами и музыкальными инструментами, попутно играя для посетителей на фортепиано. Но дела у ребят шли не очень, им пришлось закрыть свой «салон».
Когда началась Первая мировая война, Рэй, подделав документы, отправляется на фронт, где становится водителем санитарной машины Красного Креста. Самое интересное, что волей судьбы он оказывается в одном полку с другим американцем, который позже станет не менее известным, чем Крок — с Уолтом Диснеем. Крок вспоминал, что Уолт Дисней не расставался с карандашом и блокнотом, и постоянно что-то рисовал.
Женитьба и бумажные стаканчики
После войны Рэй вернулся в Чикаго. Немного поучившись в университете он понимает: «не моё», бросает вуз и становится уличным торговцем. На тот момент Крок был влюблён в свою будущую жену, Этель Флеминг. Родители девушки поставили молодому человеку условия: собираешься жениться — ищи высокооплачиваемую, стабильную работу.
Так Рэй поступает на работу в компанию Lily Cup, и начинает торговать бумажными стаканчиками. В 1922 Рэй и Этель поженились, через два года у них родилась дочь Мэрилин. Рэй разрывается на двух фронтах: днём торгует стаканчиками, вечером подрабатывает игрой пианино, на радиостанции.
Мультимиксеры и новая идея
В конце 30-х годов на рынке появилось новое изобретение — мультимиксеры, аппараты, которые могли одновременно взбивать несколько коктейлей. Рэй решает заняться реализацией этих машинок, и бросает компанию, в которой проработал 17 лет и получил звание «лучший дилер фирмы». Он купил лицензию на продажу миксеров на территории всей Америки и зарегистрировал собственную фирму — Prince Castle.
Спасибо миксерам
Тогда он ещё не знал, что именно миксеры станут для него связующим звеном, между прежней жизнью и будущей. Именно миксеры и привели его к основателям ресторана «Макдоналдс», братьям Морису (Мак) и Ричарду (Дик) Макдоналдам. Эти два человека и придумали будущую концепцию закусочной «Макдоналдс». Сам Рэй Крок ничего не изобретал. Он просто оказался в нужное время в нужном месте. И вовремя понял, на чём он может делать деньги.
Как-то раз он обратил внимание, что братья Макдоналды заказали для своего ресторана уже 9-й и 10-й миксеры. Обычно закусочные подобного плана довольствовались, максимум, двумя подобными автоматами. Так Рэй принимает решение приехать лично в Сан-Бернардино, где находится закусочная «Макдоналдс», чтобы понять, как братьям удалось поставить своё дело.
Очередь за гамбургерами
Меньше всего он ожидал увидеть здесь очередь... Огромную очередь. Люди стояли за гамбургерами, которые стоили 15 центов, и это была самая небольшая стоимость, которую на тот момент предлагал общепит.
Внимательный Рэй Крок увидел, что внушительная очередь быстро двигается (значит, людей быстро обслуживают), отметил, что клиенты сами подходили к кассирам и заказывали еду. А также обратил внимание на небольшое количество наименований в меню и бумажную посуду... А потом увидел, что уборкой помещений занимаются... сами владельцы ресторана. Бизнесмена заинтересовали братья Макдоналды, он решил с ними познакомиться.
Агент по франчайзингу
Идея ресторана — закусочной, разработанная братьями, настолько понравилась Кроку, что он уговорил Макдоналдов продать ему право на распространение франшизы. Лицензия, сроком на 10 лет, стоила 15 тысяч долларов. Согласно договору, Рэй получал за продажу франшизы 1,9 % от выручки каждого ресторана, 0,5% — отходили братьям.
Дело было за «малым» — найти деньги, чтобы заплатить их основателям ресторана. Но это оказалось сделать намного сложнее, чем казалось вначале. Банки не давали кредит бизнесмену. Тогда Рэй решился на отчаянный шаг: он заложил свой дом и страховку.
Удачный пиар-ход
Вначале дело шло вяло, за первый год работы на новом поприще Рэй смог продать только 18 франшиз, людей отпугивали жёсткие требования компании. Тогда Крок решил предложить купить франшизу чикагскому журналисту Сэнфорду Агате.
Для его ресторана было решено построить новое здание. Рэй смог убедить владельца земли сдать её в аренду за 5% от оборота закусочной. Благодаря тому, что владельцем ресторана был известный журналист, это место стало очень популярным. После владелец земли много раз пожалел, что продешевил, когда увидел, что в закусочной всегда многолюдно, а значит — ресторан приносит своим владельцам сверхприбыль.
Права на компанию
Встав на ноги, Рэй Крок решил полностью выкупить права на компанию. Эта сделка также далась ему непросто: братья Макдоналды заявили, что продадут права за 2,7 миллиона долларов, плюс, Крок должен был платить 1% от доходов компании бессрочно.
Так Рэймонд Крок стал владельцем настоящей империи закусочных, которая позже распространилась по всему миру. Крок часто любил повторять: он не продаёт гамбургеры, он продаёт бизнес.
Сейчас компания «Макдоналдс» — один из крупнейших владельцев недвижимости в мире. Только вдумайтесь: каждый день в ресторанах этой сети питается не менее 1 процента всего населения планеты.
И вся эта империя выросла из одного — единственного ресторана, который работал в провинциальном американском городе. И без участия Рэя Крока, вряд ли вышел бы за его границы. Всё-таки, 52 года — очень неплохой возраст, для того, чтобы начать всё с нуля. И добиться колоссального успеха.