В 17 лет Рая пришла в Саратовский драмтеатр актрисой вспомогательного состава, потом ее взяли в местный ТЮЗ Школьник Олег Табаков ходил на спектакли с ее участием. Пройдет много-много лет, и Олег Павлович с большим уважением будет называть актрису «памятью своей юности».
Работа и любовь: секреты старейшины МХТ Раисы Максимовой

Школьник Олег Табаков
В 1952 году Раиса поступила в Школу-студию МХАТ. В Саратове все складывалось прекрасно, но театральная среда в городе в те годы была такой... как будто припорошенной нафталином. Девушка играла со старыми актерами, мастерами дореволюционной школы, которые чтили традиции превыше всего. Если во время спектакля зрители начинали аплодировать, актеры прерывали действие и раскланивались. Или вот: однажды в театр приняли маститого актера, просто глыбу. Перед началом действия он, не поморщившись, медленно выцедил стакан водки.
— У нас это запрещено, — сказали ему.
Актер удивленно осмотрелся, вышел на сцену. Сыграл свою роль, холодно распрощался и больше в театр не вернулся.
Раисе хотелось туда, где театральное искусство было живым и горячим, ей хотелось всего нового и передового. И она уехала в Москву.
Покорить Москву
Раиса училась вместе с Евгением Евстигнеевым, Михаилом Казаковым, Татьяной Дорониной и Олегом Басилашвили (и хорошо помнит их свадьбу).
Читайте также: Татьяна Доронина и Олег Басилашвили: конец истории.
Сразу по окончании Школы-студии она пришла работать в МХТ, и служит там уже 63 года. Когда МХТ возглавил Олег Табаков, он поддерживал актеров из родного города и часто говорил: Чтобы покорить Москву, надо либо иметь много денег, либо приехать из Саратова. Впрочем, кто бы ни руководил театром, Раиса Максимова всегда была востребованной актрисой.

Личная жизнь Раисы Максимовой
В личной жизни актрисе повезло с первой попытки: она вышла замуж за ученого, химика Владимира Гриневича и прожила с ним более полувека. Красивая и талантливая, она всегда очень нравилась мужчинам, но по-честному их не видела. Все мужчины, кроме мужа, были для нее только коллегами. За Раисой Максимовой пытался ухаживать Олег Ефремов, она спокойно отклонила эти попытки, и артисты остались добрыми приятелями. Хуже было с Иваном Пырьевым. Пырьев звал замуж – Максимова не пошла. Предлагал роли в обмен на благосклонность – Раиса с брезгливым высокомерием отказалась этих сомнительных вариантов. После этого путь в кино был для нее закрыт – ничего, реализовалась в театре.
Актриса никогда не жалела, что не была «более сговорчивой», она много раз видела, как «сговорчивость» ломает судьбы актрис. И – какими бы ни были отношения актрисы и режиссера, без таланта, сами по себе, они в итоге не значат ничего. Раиса Максимова поняла главный актерский секрет, вот он: артист должен быть талантливым, и от этого никуда не денешься.