Понять и простить: Вера Глаголева и Родион Нахапетов
Кинопробы
Вот такая классная она была, когда случайно попала на кинопробы к Родиону Нахапетову. Кстати, никому там она не понравилась. Жизнь Веры пошла бы по другой траектории, если бы не один случай. У героя заболела партнерша, и режиссеру нужна была девушка, вообще любая – в кадр, по замыслу, входил только затылок. Она должна была подавать свои незамысловатые реплики – и все. Позвали Веру. Нахапетов ее даже не замечал, смотрел на актера, но у того что-то не получалось, а Вера держалась раскованно и просто: строго говоря, на кино ей было плевать, она мечтала о спортивной карьере, а это было так – развлечение.
Попросил сыграть ее одну сцену, потом другую, потом посложнее, потом совсем сложную... Сцена была грустной, Вера заплакала, но ее искренние детские слезы сияли на лице одновременно с улыбкой. И она сказала, что так бывает:
– Становится грустно-грустно. И кажется, никто тебе не нужен...
Нахапетов смотрел на эту умную девочку и чувствовал, как сжимается его сердце от предчувствия любви.
Любовь
Веру взяли на главную роль, и ее роман с режиссером начался уже на съемках. Вере было 18 лет, Родиону 30. Они не скрывали любви. Родион был совершенно счастлив: эта красивая девушка была еще и самым чистым, самым верным существом на земле. Он помогал ей готовиться к поступлению во ВГИК, но все время думал: она же и так – готовая актриса! Ей, может быть, нужен профессиональный опыт, но учиться играть ей не надо...
Вскоре они поженились, родилась дочь Аня. Вили гнездо: обставили большую квартиру красивой и удобной мебелью, немецкое пианино, постепенно обзаводились картинами, пластинками, книгами. Часто ездили гулять в лес. Вокруг всегда были замечательные люди – Веру все любили, у нее было много друзей. Росла дочка Анечка, родилась вторая – Маша. А Вера поражала всех своей остановившейся молодостью, она как будто знала секрет, как всю жизнь выглядеть и чувствовать себя на 18 лет...
И она была чудесной актрисой. Сам Эфрос приглашал ее сыграть главную роль в «Месяце в деревне» в Театре на Малой Бронной. Нахапетов стал насмерть против этой идеи: что угодно, только не театр: «Тебя там просто сожрут со всеми потрохами!» Потом она пожалела, что послушала мужа. Зато у нее все отлично складывалось в кино.
Американская история
В 1985 году вышел новый фильм Нахапетова «Идущий следом», и его купила корпорация «XX век Фокс». Нахапетов поехал в США, и там полюбил другую женщину. Телепродюссерка Наталья Шляпникова родилась в семье русских эмигрантов, в Америке жила с детства, знала американский кинобизнес как свои пять пальцев и помогала Родиону во всем. Наталья была замужем, у нее росла дочка. Родион приезжал в Америку и останавливался в этой семье.
Чем больше он общался с Натальей, тем сильнее их тянуло друг к другу. Но даже когда начался роман, они пытались ему сопротивляться. Первой сдалась Наталья, она все рассказала мужу. Тот полностью зависел от нее финансово, и его поведение читалось как «делай что хочешь, дорогая, я потерплю». Он смиренно съехал в другую комнату. Тут уж Наталья просто плюнула на него и развелась. От Нахапетова она ждала такого же шага, но он медлил, просто не мог уйти от Веры и дочек... Они с Натальей сорились, расставались – и снова возвращались друг к другу.
Развод
Потом к Нахапетову приехали жена и дочки. Девочки были вне себя от счастья: Америка, чудеса, родители снова вместе! Но чуткая Вера все поняла по новому отстраненному поведению мужа. Она скрывала слезы, а Нахапетов нагружал себя работой. Когда уходит любовь, никто не виноват – но всегда есть вина, боль, стыд.... Он сожалел – но ему нужна была только Наталья, а она бесилась и ревновала его к семье.
С Верой Родиону было легко, с Натальей – невыносимо. Вера была по-настоящему хорошим человеком, и старалась, чтобы рядом с ней было тепло и уютно. Наталья была вспыльчивая, конфликтная, мятущаяся. Нахапетов сам удивлялся, почему его так тянуло от жены к другой...
Мне очень жаль
Глаголева все обдумала и написала мужу большое письмо, в котором объяснила, что без прежнего отношения он ей не нужен. Что она не хочет жалости, не хочет, чтобы с ней жили из чувства долга. Что девочки подрастут и сами решат, как им к этому относиться. «Мне очень жаль, что все так вышло. Целую. Вера».
Они еще раз летали в Америку, но сразу стало ясно, что зря: ничего уже было не вернуть и не склеить. Когда улетали, старшая дочь Аня отдала отцу письмо-ультмиматум: «Ты должен решить, кто тебе дороже: мама, мы с Машей и Кеша или Наташа, Катя и Лаки? Если ты выберешь их, знай, что мы к тебе больше никогда не приедем. Твои родные дочери – Аня, Маша».
Родиону было больно, но свой выбор он сделал давно: Наташа, ее дочь Катя и собака Лаки.
Новая жизнь
После развода Вера много-много работала, и – у нее были дети. Она никому не жаловалась, не обсуждала с подругами подробности развода, постоянно училась новому, пробовала себя в режиссуре. Начала снимать свою первую картину – и все личные переживания сразу стали незначительными. «Это было странно, поскольку сценарий фильма как раз совпадал тогда с моим грустным, тоскливым настроением».
Вера не «боролась за свою любовь», она спокойно отпустила Нахапетова, которого любила с ранней юности, и поэтому смогла сохранить себя такой, какой она себе нравилась. И своего второго мужа она считала заслуженной наградой судьбы: «После развода с Родионом моя жизнь изменилась к лучшему».
У Нахапетова с новой женой тоже все сложилось хорошо. С Верой они никогда не враждовали, не мстили друг другу за разрушенную любовь и оставались отличными родителями своим детям. Когда Вера умерла после тяжелой болезни, Родион был просто убит горем. Он прилетел проститься, ведь «проститься» значит «сказать прости».