Главная «мадам Брошкина»: жизнь и судьба актрисы Ирины Мурзаевой
Совсем не похожа на своих героинь
В это трудно поверить, но характер Ирины Мурзаевой ничем не напоминал ее «комических старух». Как вспоминали ее коллеги, в жизни актриса была интеллигентной, серьезной, образованной и довольно замкнутой. Очень любила читать, почти все свободное время посвящала вязанию. С другими актерами близко не сходилась, но неизменно вежливо здоровалась, порой не помня их по именам. Но главное — к каждой, даже самой незначительной своей роли Ирина Всеволодовна относилась максимально серьезно, прорабатывая характер до мельчайших деталей. Даже если нужно было произнести всего одну фразу.
«Вас к телефону»
Именно одна-единственная фраза досталась ей в фильме «Сердца четырех» — ее первой работе в кино. Тогда Ирине было уже 35, и она хорошо понимала, что далеко не красавица, а значит, не сможет играть главные роли. А стать актрисой ей хотелось с детства. Правда, эту мечту чуть не погубил руководитель драматической студии, пренебрежительно щелкнувший девочку по носу и проронивший: «Актрисой тебе не стать!». Самолюбивая и принципиальная Ирина немедленно покинула студию, решив про себя: обязательно стану! И стала. В «Сердцах четырех» Ирина произносит всего несколько фраз — у нее роль маникюрши. Но как она это делает! «Вас к телефону... все тот же приятный мужской голос», — эта реплика запомнилась каждому зрителю. И, конечно, все запомнили экстравагантную маникюршу — в смешной шляпе и с огромным бантом на груди.
Сама Мурзаева вспоминала: «Я накануне, как назло, обожгла себе кончик носа: лечила насморк синей лампой да и случайно дотронулась. Но на киностудию отважилась все-таки пойти и... Моя импровизированная "нашлепка" на носу была замечена режиссером К. Юдиным, и он тут же дал мне роль маникюрши, этакой любопытной сплетницы, "королевы замочных скважин".
«Мадам Брошкина»
Но по-настоящему знаменитой Мурзаева стала после роли Аллы Брошкиной в фильме «Близнецы». Хитрая приспособленка, нелепо кокетливая, с тем же «фирменным» бантом на груди, Брошкина запомнилась своей фразой, сказанной в адрес двух молодых моряков: «Детская коляска для знакомой девушки? Пикантно...». Может быть, популярная песня Аллы Пугачевой «Мадам Брошкина» была навеяна именно этим образом?
Гордо ушла из театра
К тому времени у Мурзаевой уже был немалый театральный опыт: она играла в ТЮЗе, потом на протяжении 10 лет выходила на сцену Театра-студии Р. Симонова, затем в ее жизни появился Театр Ленинского Комсомола (будущий «Ленком»). Именно здесь впервые проявился ее комедийный характер: она исполняла роли «комических старух», хотя была еще совсем молодой. Но потом не нашла общего языка с руководством театра и — ушла. Так же гордо, как в свое время из театральной студии. Просто поняла: здесь ей не рады, и не сочла нужным навязываться. Вела театральные кружки, снималась в эпизодах...
Королева эпизода
И ее быстро оценили режиссеры: они поняли, что Мурзаева не боится выглядеть смешной и нелепой. Скоро о ней стали говорить как о «королеве эпизода». Увидев однажды, ее невозможно забыть. Вы наверняка вспомните роли Ирины Всеволодовны в фильмах «Сказка о потерянном времени», «Свадьба», «Девушка без адреса», «Старики-разбойники»... А в известном фильме «Простая история» она сыграла мать главной героини в исполнении Нонны Мордюковой. Зрители замирали перед экраном, когда строгая мамаша принималась хлестать взрослую дочь, вдову, избранную председателем колхоза, мокрой тряпкой по лицу — за то, что «здоровая дура» осмелилась накрасить губы помадой.
Нонна Мордюкова не скрывала своего восхищения этой актрисой: «Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить».
Сплетница, стрелочница, соседка, горожанка, бабка в очереди...
Ее роли в титрах назывались незамысловато — сплетница-дьячиха, стрелочница, молочница, встревоженная горожанка, гостья, жена чиновника и даже «бабка в очереди». Почти всегда — без имени. Но ведь от этих бабушек, тетушек и горожанок невозможно отвести глаз! Они смешные, яркие, каждая — со своим характером, и каждая — непохожая на других. Ей улыбались прохожие на улице: будто видели близкого человека, добродушного и забавного. Примерно так же относились и к другой королеве эпизодов, Татьяне Пельтцер.
Наивная и добрая, как ребенок
А что же с личной жизнью? Актриса два раза выходила замуж, но оба раза быстро развелась. От второго брака у нее остался сын Борис, которого она воспитывала самостоятельно и беззаветно любила. Если снималась в другом городе — обязательно покупала Боре подарки и каждый день звонила домой, узнать, как он там. Борис вырос, окончил институт, стал инженером-конструктором, а Ирина Всеволодовна так и осталась совершенно неприспособленной к быту. Она не знала рыночных цен, поход в магазин воспринимала как пытку, старалась держаться подальше от «опасного» телевизора... Ее наивность, доверчивость и непритязательность делали актрису похожей на ребенка.
Вернувшись из эвакуации, Ирина Мурзаева обнаружила, что ее квартиру заняли другие люди. Можно было бы вернуть жилплощадь, но актрисе настолько претили любые разбирательства, что она просто перебралась жить к родственникам. И умерла Ирина Всеволодовна так же тихо и незаметно, как жила. Артистки не стало в 1988 году, когда ей был 81 год. В последний путь «мадам Брошкину» проводили сын, внук и несколько близких подруг. Нам, своим зрителям, она оставила десятки маленьких, но таких интересных и ярких персонажей. Вспомните Ирину Мурзаеву, когда увидите на экране ее очередную «соседку», «консьержку» или «старушку с папиросой».