От беды до веры. Калейдоскоп событий в судьбе Елены Цыплаковой
Елена Цыплакова родилась в Ленинграде, в семье, тесно связанной с богемной средой. Несмотря на отсутствие образования, папа Лены был известным в Ленинграде художником-графиком, мама тоже занималась графикой. В семье, кроме девочки, подрастал еще один ребенок — сын Андрей. Когда Лене исполнилось шесть, у папы обнаружили туберкулез. Чтобы уберечь детей от опасной болезни, мама приняла решение отправить их в интернат. Там Лена провела два года. Она вспоминает, что среди воспитателей попадались настоящие садисты, немилосердно наказывающие детей за каждую провинность.
Одна такая воспитательница выводила всю группу на ледяной кафель в туалете, если кто-то один нарушал тишину после отбоя. Несколько часов приходилось стоять босиком, отрабатывая таким образом проступок. Актриса рассказывает, как девочки в попытке согреться жались друг к другу и залезали на подоконник. Но там было еще холодней — из щелей в окне надувало снега. После очередного такого наказания будущая актриса сильно заболела и попала в больницу. Узнав о происходящем, мама забрала ее домой. Однако именно эти два жутких года воспитали в актрисе целеустремленность и жесткий, несгибаемый характер.
Дома, несмотря на болезнь отца, все было по-прежнему: непосредственная атмосфера, созданная вечно гостившими у родителей художниками, папа, который так и не смог отказаться от сигарет и выпивки в хорошей компании. Его нескончаемые шутки и прибаутки. Елена вспоминает, что даже при смерти, когда уже не мог вставать с кровати, отец будто не замечал изнуряющего кашля и постоянных кровотечений, продолжал оставаться жизнелюбцем, а однажды даже исполнил «цыганочку» — лёжа!
Но актриса больше любит вспоминать отца молодым. Например, когда он, лукаво щурясь, позвал ее поговорить на кухню. Тогда в очередной раз в гости к ним пришла супруга одного из родительских приятелей — режиссер Динара Асанова. Именно она предложила девушке сыграть главную роль в своей картине «Не болит голова у дятла», которая сразу же прославила Цыплакову.
Актриса
Шаг навстречу (1975)
Елена была пятнадцатилетним подростком и подумывала о том, что свяжет свою жизнь с точными науками — математика и физика давались ей особенно легко. После школы девушка спешила в спортивные секции — занималась фигурным катанием, пятиборьем и плаваньем. И вовсе не помышляла о кинематографической карьере. Но поучаствовать в съемках Цыплакова согласилась — из интереса.
И дело заладилось. Пока заканчивала школу, Лена снялась еще в трех кинофильмах, поэтому к выпускному уже не понимала: как можно думать о поступлении куда-то еще, кроме театрального? Актриса рассказывает, что очень гордилась своими гонорарами. Просила родителей покупать ей вещи на ее собственные деньги! Которые школьница, конечно, отдавала маме и папе. Пришло время выбирать вуз. Девушка решила не оставаться в Ленинграде, а попробовать себя в столице. Поступила в ГИТИС.
Первое время московское проживание оплачивали родители, но Лена поставила перед собой четкую цель — непременно заработать на жилье и еду самой! Уже на первом курсе актриса дала согласие на новые съемки, тщательно скрывая их от своего педагога. Чтобы сбежать с занятий, придумывала немыслимые объяснения, путанные семейные истории с собственным сценарием и интересными персонажами... Но была раскрыта. Когда о новой роли девушки узнали в ГИТИСе, она училась на втором курсе. Вуз пришлось покинуть.
С проблемой она пришла во ВГИК, куда после короткого собеседования ее взяли, попросив сдать экстерном 14 экзаменов! Зато сразу на третий курс. А в 21 год девушка уже поступила на режиссерский факультет, понимая, что хочет попробовать себя и с обратной стороны камеры. Но и во ВГИКе было непросто: если на съемки в кино там закрывали глаза — такая уж специфика, то появление Цыплаковой в труппе Малого театра педагогов расстраивало. Востребованной актрисе совсем не хватало времени на учебу!
Болезнь
Приключения принца Флоризеля (1979)
В середине 80-х интерес к актрисе начал падать. Она уже сыграла несколько похожих друг на друга героинь, из-за занятости в кино и вузе ушла из театра, а снять что-то в качестве режиссера пока не получалось.
Зато было много гастролей. Однажды Елена отправилась в тур по странам Африки. Она сделала необходимые прививки, но по возвращении домой все же почувствовала себя крайне плохо. Сильный озноб, температура, одышка... На фоне этих симптомов нарушилась гормональная система, актриса поправилась более, чем на сто килограммов. На ногах начали лопаться сосуды, а врачи все никак не могли поставить диагноз. Елена постоянно повторяла, что вернулась из Африки, что есть риск развития малярии, но ее будто не слышали.
Болезнь уже была запущена, когда Цыплаковой наконец-то поставили диагноз и стали лечить. Елене не было и тридцати, а она находила себя больной, располневшей и совершенно отрезанной от мира кинематографа, которым жила раньше. Актриса рассказывает, что в тот момент крепко задумалась: как она живет? Стала заниматься духовными практиками, поверила в Бога. Постепенно пересмотрела отношение к жизни, поменяла привычки.
И сама, медленно, но очень решительно избавилась сначала от первых 25 килограммов, а потом и от остального лишнего веса. Здоровье тоже стало потихоньку выправляться. Да и профессиональная жизнь налаживалась: наконец, появилась возможность поработать в качестве режиссера. Ее авторские работы — «Гражданин убегающий», «Камышовый рай», «На тебя уповаю», «Семейные тайны» — приглянулись зрителю. Цыплакова стала узнаваемым режиссером. Она до сих пор работает именно в этом качестве.
А вот актерскую стезю Елена в начале двухтысячных забросила и с десяток лет не появлялась на экране, пока в 2013 году не сыграла полковника Алдонину в киноленте «Цель вижу», которая вернула ее к зрителю. Из снятых Цыплаковой кинолент самыми известными стали «Камышовый рай», завоевавший призы на нескольких фестивалях и восторженные отзывы критиков, и «На тебя уповаю». За последнюю ленту режиссера обвиняли в чрезмерной жестокости. Но ей хотелось показать жизнь сирот такой, какая она есть. Тем более, что два года, проведенные в интернате, давали Елене основания настаивать на правдивости и даже документальности сценария.
Любовь
Сукины дети (1990)
Личная жизнь актрисы тоже была насыщенной. Яркая красавица впервые вышла замуж за коллегу из Малого театра. Его звали Геннадием и знаменитым он так и не стал. О первом опыте семейной жизни Цыплакова вспоминает с улыбкой. Говорит, рассказывать дольше, чем они прожили...
Второй серьезный роман у Елены закрутился в начале 80-х, еще до болезни. На этот раз избранником молодой актрисы стал врач-стоматолог по имени Сергей. Они поженились в 1984-м, но тоже долго не прожили. Намного более длительными оказались отношения актрисы с третьим мужчиной — по имени Павел. Они встретились совершенно случайно, когда «шестерка» кинозвезды заглохла посреди улицы. Мужчина вызвался подвезти, потом предложил помочь с починкой авто, сдружился с Цыплаковой...
Доброе соседство вылилось в роман. И вот уже более 10 лет пара счастлива вместе. Детей у Елены Цыплаковой нет. В юности она не задумывалась о семье, а в 27 лет серьезно заболела и уже не смогла родить. Зато есть крестный сын — знаменитый актер Егор Бероев, который со страстным желанием креститься пришел именно к ней, знакомой с детства Лене Цыплаковой.
Читайте также: 8 лет взаперти. Личная драма Елены Прокловой