«Они поняли, как я хорош». Секрет Эннио Морриконе

400 фильмов, четверо детей и одна любовь — всё это вместила такая длинная и такая короткая жизнь Эннио Морриконе.
«Они поняли, как я хорош». Секрет Эннио Морриконе
Сегодня исполняется 94 года со дня рождения композитора.
Содержание статьи

Больно сказать: прощай

Когда пришла смерть, композитор Эннио Морриконе встретил ее, как полагается. Он ждал конца – все-таки 91 год, это возраст, когда мужчине подобает быть готовым к любому исходу; и сам написал себе некролог. Близкие разрешили его обнародовать. В некрологе он прощался со всеми, кого любил, и отдельно – с женой Марией Травиа, они прожили вместе почти 70 лет.
— Я, Эннио Морриконе, умер. Объявляю об этом всем друзьям, которые всегда были рядом, и даже тем, кто был далеко, но к которым я всё равно привязан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эннио Морриконе

Друзья композитора говорили, что он до последнего дня сохранял достоинство и ясность ума. И любовь тоже была с ним до последнего дня. В 91 год мужчина готов встретить смерть как полагается, лицом к лицу. Но ему все равно тяжело прощаться со своей женщиной.
— Благодаря тебе я узнал о невероятной любви, которая держала нас вместе. Мне жаль, что я покидаю тебя. Больнее всего для меня сказать «прощай» тебе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он прожил славную жизнь. В ней было все, и ровно столько, сколько ему было надо: любимая женщина – одна, дети – четверо, «Оскар» – два, музыка к фильмам – 400 с лишним...

Не пытайтесь это повторить. Эннио Морриконе надо родиться.

«Карьера пошла в гору»

Родился он, кстати, в 1928 году в Риме; его отец, джазовый музыкант, быстро распознал, что ребенок невероятно одарен: в три года малыш легко читал ноты и играл на нескольких инструментах, в шесть лихо сочинял музыку, в 12 поступил в консерваторию, и там быстро стал легендой. Всего полгода ушло у него на четырехлетний курс гармонии, а еще курс трубы, и плюс халтурки на радио (малолетний маэстро занимался аранжировками). И еще он играл в оркестре разную музыку из кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Морриконе играл и морщился: так себе была музыка, невысокого пошиба. Он мог бы гораздо лучше. В те годы кино в Италии бурно развивалось, все только и делали, что снимали кино, снимались в кино, смотрели кино, говорили о кино.

Эннио Морриконе

Эннио думал, что хорошо бы встроиться в этот процесс, он нуждался в деньгах и понимал, что может писать музыку куда лучше, чем остальные композиторы, которые сочиняли для кино, но просить никого не хотел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я подумал, что со мной должны связаться сами, если им нравится то, что я делаю. Так и случилось — мне позвонил режиссер, потом другой, потом еще, еще и еще. В конце концов люди поняли, что я хорош, и моя карьера пошла в гору. Теперь мне звонят постоянно».

Недолгое время после консерватории работал «на подхвате» у известных композиторов, сочинял музыку для театров, делал аранжировки. Его заметили.

Леоне из начальной школы

Так бывает всегда, почти без исключений: человек талантлив, он много работает, другим людям нравится то, что он делает – и так приходит успех. Но со стороны это выглядит, как везение: случается какая-то встреча, какое-то стечение обстоятельств, какой-то телефонный звонок.

Эннио Морриконе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1963 году в квартире Эннио раздался звонок: парень на том конце провода представился Серджо Леоне, сказал, что он режиссер и что нужно срочно обсудить один проект, он приедет. Что-то показалось знакомым в этой простодушной бесцеремонности, и когда режиссер приехал, Эннио вскричал: ты Леоне из начальной школы! А Леоне в ответ:

Блин, да ты тот самый Морриконе!

Оказалось, они вместе учились в начальной школе и дружили, когда им было по восемь лет. Эннио достал старый альбом – они с Леоне были на одной фотографии. Оба были рады этой встрече, этому совпадению.

Известность к Эннио придет именно после фильмов Леоне. Тогда они только хотели быть богатыми и знаменитыми, и Морриконе делал гениальную музыку из того, что было. А было немного: варган, губная гармошка, электрогитара; композитор добавил еще ковбойский звук хлыста, который рассекает воздух. Потом он говорил, что музыка к фильму «За пригоршню долларов» его худшая музыка, а сам фильм – худший фильм Леоне, но было поздно, кино стало классикой и это не изменить. И Морриконе, который написал музыку только к 30 вестернам (остальные 330 фильмов были любовными драмами, триллерами, комедиями, политическими манифестами, детективами), так навсегда и остался в сознании людей специалистом по вестернам. Хотя был специалистом по музыке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эннио Морриконе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он и Голливуд

Морриконе был итальянцем, хотел быть итальянцем и оставался итальянцем. Большую часть жизни он работал для Голливуда, но жил все равно в Риме, и музыку сочинял в Риме. Он не учил английский и не давал спуску своим голливудским коллегам за то, что они нанимали аранжировщиков: свои аранжировки он делал сам.
– Да, сам! Как Бах, Бетховен и Стравинский. Я не понимаю, что сейчас происходит в киноиндустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще он всю жизнь злился на режиссеров: господа, вы понимаете сами, чего хотите? «Постарайтесь избегать ярких музыкальных тем», – важно цедил режиссер, приступая к съемкам, а получив готовую музыку, страдальчески закатывал глаза: но ведь здесь нет ни одной яркой музыкальной темы!

72 метра

Эннио работал с разными режиссерами, от Пазолини до Тарантино, и написал музыку к «72 метра» Владимира Хотиненко. Было так: российский режиссер уже заканчивал съемки, а идеи музыки так и не было. Однажды он наложил на отснятый материал старую музыку Морриконе и пришел в восторг – в ней ясно слышалось море. «Напиши ему, ты же режиссер!» – посоветовали продюсеры. За ночь режиссер и его жена сочинили короткое письмо про то, что «в вашей музыке есть красота и надежда. А это то, что нужно моему фильму и моей стране». Письмо перевели на итальянский, отправили. «72 метра» стал единственным российским фильмом, к которому Морриконе написал музыку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эннио Морриконе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не хочу вас беспокоить

Последние месяцы дались композитору тяжело. На карантине ему не хотелось работать, он ничего не писал и говорил, что для этого сейчас неподходящее время. Он переживал за детей: все-таки уже немолоды, не дай бог, ковид... Но в интервью призывал всех к спокойствию. Он умер 6 июля 2020 года, через несколько дней после того, как сломал бедро. В своем поразительном самонекрологе извинился перед всеми, кто его любил, что на свои похороны позвал только близких: «не хочу вас беспокоить».

Нажми и смотри